Обзор рынка негосударственных языковых школ и курсов

19.12.2008

Обзор составлен по материалам инициативного маркетингового исследования «Рынок коммерческого изучения иностранных языков в России. Структура, игроки, ассортимент услуг, динамика цен, целевая аудитория», проведенного компанией «Технологии Роста» в 2008 году.

В декабре 2010 года исследование столичного рынка языковых школ и курсов было обновлено и долополнено новыми разделами.

Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Фактически, даже в советские времена существовали и вели успешную бизнес-деятельность курсы по платному изучению иностранных языков.

Большинство из них были «прикреплены» к государственным ВУЗам или учреждениям. Например, хорошо были известны курсы при  Дипломатическом корпусе МИДа, Высшие курсы иностранных языков при Министерстве торговли, курсы Мосгороно, государственные курсы № 10 (на Старом Арбате), № 2 (возле Киевского вокзала), которые входили в московскую систему образования. Стандартный курс обучения  включал в себя 4 семестра по 4,5 месяца, совершенствование языка шло дополнительным курсом.

С 90-х годов прошлого века «советские» заведения с многолетней историей стали активно теснить коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики обучения языкам. Однако накопленный опыт, сильный преподавательский состав и отработанные методики преподавания, позволили всем старым школам тоже остаться «на плаву».

Оригинальные локальные школы

Как показывают результаты исследования, проведенные компанией «Технологии Роста» в 2008 году, самое большое и повсеместное распространение в России получили оригинальные локальные заведения, имеющие один офис для занятий со слушателями.

Школа Китайгородской является старейшей авторской школой России, она  работает в Москве с 1989 года. Школа как была, так и осталась уникальным образовательным учреждением, хотя  были неоднократные попытки организации школ с обучением по одной методике.

Курсы при МИД работают в Москве с начала 90-х годов.

Центр VERA в Санкт-Петербурге принял первых слушателей в 1992 году, масштабирования успешного опыта в виде открытия филиалов нет.

Курсы в Нижнем Новгороде Language Peak продолжают работать в формате локальной школы с 1993 года.

Екатеринбургская Фьюче Фест работает с 1997 года в аналогичном формате.

Клубный формат

Среди локальных школ и курсов в России неплохо зарекомендовал себя так называемый клубный формат. Обучение в клубах является далеко не самой главной задачей студентов, основное внимание уделяется живому общению на самые разные темы. Пока школы-клубы, скорее, единичные явления.

У клубной системы много преимуществ. Во-первых, есть возможность продать встречи на грядущие полгода, обеспечив себя «живыми» деньгами и гарантировать посещаемость. Во-вторых, можно предлагать участникам массу дополнительных услуг и на этом зарабатывать. Например, создать видеотеку, организовывать выездные мероприятия за границу и т. д.

Клуб иностранных языков  Franglais успешно проводит обучение  в Москве по нескольким языкам.

Однако большая часть заведений клубного типа вообще не предполагает уроков. Среди таких заведений в Москве Moscow english conversation club, New english communication club,  Английский разговорный  клуб Edelways.com, Московский международный клуб общения, The Moscow Free Speakers club.

В Санкт-Петербурге таких заведений пока меньше: English communication club, клуб Джереми,   клуб Orange Language centre,  клуб Hubble-Bubble.

Тенденция к появлению клубных форматов заметна и в регионах. В Нижнем Новгороде действует Нижегородский Английский клуб.

Городские сети

В начале 90-х в крупных городах  - миллионниках начинают активно развиваться городские сети, работающие под одной торговой маркой.

В 1992 году в Челябинске открывается Английский клуб, до сих пор успешно работающий в городе как городская сеть курсов иняз.

Курсы Лингвист вышли на просторы отечественного коммерческого образования в 1993 году, и  за 15 лет покрыли густой сетью своих филиалов всю территорию Москвы.

По такому же пути пошли курсы English Lingua Centre, стартовавшие в Москве с 1994 году, а сейчас имеющие более двух десятков филиалов в столице.

У Terra School - 4 филиала в Санкт-Петербурге.

В 1997 году открылась первая школа Big Ben, сегодня насчитывающая 9 филиалов в Москве.

Региональные сети

Межрегиональные отечественные проекты, переносящие свой опыт обучения из региона в регион, - гораздо более редкое явление в РФ. Тем более, что им часто приходится конкурировать с мощными международными сетями, которые, кроме опыта и хорошо отработанной методической базы, могут противопоставить российским коллегам стабильное инвестирование, мощную рекламную поддержку, и лоббирование интересов сети среди компаний-соотечественниц.

Среди «старейших» межрегиональных сетей - школы Шехтера, сейчас насчитывающие более 90 школ, работающих по одноименной методике. Однако следует отметить, что эти заведения не являются филиалами или даже представительствами одноименной школы. Учитывая форму организации учебного процесса и хозяйственного взаимодействия между региональными школами, их скорее можно отнести к франчайзи.

Курсы МосИнЯз  при Московском институте иностранных языков в Москве начали работу в 1991 году, и достаточно скоро открыли свои филиалы на базе родственных ВУЗов во многих регионах.

В 1995 году Tom's House начал работу в Москве, а с 2002 года открыл свое представительство в Санкт-Петербурге.

Школа Active English вышла на российский региональный рынок в  2004 году.

Особого внимания заслуживает молодой и весьма динамично развивающийся межрегиональный проект YES. Первая школа под таким названием начала работать в 2002 году в Екатеринбурге. Затем филиалы школы открылись в Челябинске и Москве. В конце 2008 года общее количество YES в этих городах, а также Тюмени, Уфе,  Новосибирске, Перми, Казани, Набережных Челнах составило 31 филиал. И сеть не собирается останавливаться на достигнутом, в планах - расширение зоны охвата в регионах.

Международные сети

Впервые международные сетевые школы, имеющие огромный опыт обучения слушателей во всем мире, появились в России в начале  и середине 90-х годов. В настоящее время они занимают существенную долю российского рынка коммерческого изучения иностранных языков.

ВКС-International House  вышла на наш рынок в 1990 году, через 4 года, в 1994 г., свое представительство в  Москве открыла Language Link, школы сети English First появились в 1995 году.

Примерно в это же время открылась первая отечественная школа, работающая по методике Дениса Рунова, которая затем стала «прародительницей» российского межрегионального сетевого формата, работающего под брендом Denis' School. Постепенно школа «захватила» аудиторию соседних государств, а затем распространила свое влияние  и на европейские страны.

Через некоторое время пути создателя методики и организаторов школы разошлись, и в 2002 году возникла сеть с созвучным названием Runov School, которая вскоре переросла в сетевой межрегиональный, а затем и международный формат.

Следует отметить, что развитие международных сетевых проектов, особенно с иностранными корнями, идет в России очень быстрыми темпами.

Дистанционное обучение иностранным языкам занимает свою нишу потребительского спроса. Однако в рамках данного исследования дистанционные курсы рассматривались только в качестве дополнительных, а не как самостоятельные заведения.

Методики преподавания языков

В России в настоящее время насчитывается около 20-ти различных методик преподавания иностранных языков, по которым идут платные занятия на курсах и в школах иняз. 60%методик так или иначе можно отнести к разновидностям популярной сейчас коммуникативной методики. Каждая методика имеет немало плюсов и минусов, ограничивающих ее применение.

Например, «эмоционально-смысловой» метод Игоря Шехтера не подходит для детей до 16 лет. До основных грамматических правил студент должен "дойти" самостоятельно, а на уроках выражать свои мысли в рамках гипотетических ситуаций.

Когнитивно-мотивационный метод Дениса Рунова тоже не может быть использован при обучении детей и младших подростков, так как требует уже достаточно развитого мышления студента.

Метод Галины Китайгородской, называемый методом «активизации резервных возможностей личности и коллектива», предусматривает только групповое обучение. Кроме того, он не пригоден для слушателей, начинающих обучение иностранному «с нуля», необходимо иметь хотя бы пассивное знание языка.

Методика Михаила Шестова Supreme Learning, напротив, может быть использована только при индивидуальном обучении.

Метод Владислава Милашевича, позволяющий овладеть грамматической структурой языка в очень сжатые сроки, разработан только для русскоговорящих студентов, уже изучавших выбранный язык хотя бы в школе.

Основой метода 25-го кадра является подсознательное восприятие информации в виде пар слов на русском и английском языках. Однако подобный вариант простого запоминания значения слов, не может помочь заговорить.

Потребительский спрос и объем рынка

Главной причиной удачного сосуществования школ  разных форматов на российском, и, в частности, на московском рынке, стал постоянно растущий потребительский спрос на услуги платного обучения иностранным языкам и расширение целевой аудитории слушателей за счет новых сегментов.

К сожалению, не только  программы общеобразовательных школ России, но и высших учебных заведений неязыкового профиля, не дают возможности выпускникам свободно общаться на иностранном языке.

Российская система языковой подготовки до сих пор не отвечает современным требованиям. По  европейскому стандарту,  за 240 - 300 часов аудиторных занятий  достигается "пороговый" уровень владения иностранным языком, которого достаточно для практического использования язык в бытовых ситуациях.

В наших средних школах на изучение английского или немецкого уходит по 300-500 часов, программа неязыкового вуза включает еще в среднем около 300 часов. В теории, выпускники российских ВУЗов должны мастерски владеть языком, однако  на практике большинство  из них не могут общаться, задавать элементарные вопросы, получать информацию посредством письменной и устной речи.

По высказываниям Марии Бирюковой, директора школы Китайгородской, поток слушателей, приходящих на курсы изучения языка с «0» отнюдь не уменьшился за 20 лет работы школы в Москве. Люди так и не говорят на языке, который в течение многих лет им преподавали сначала в школе, а затем в институте.

Развитие международных связей, выход российского бизнеса на иностранные рынки, активное вливание западных инвестиций в российскую экономику в течение последних 5-ти лет, а также растущая популярность зарубежного туризма, стимулируют потребительский спрос на изучение иностранных языков российских граждан. Повышение уровня жизни отечественного потребителя и стабилизация доходов среднего класса сделали возможным безболезненное выделение части семейного бюджета на оплату обучения иностранным языкам взрослых и детей.

Согласно результатам маркетингового исследования компании «Технологии Роста», объем рынка  платного изучения иностранных языков в негосударственных  и коммерческих учреждениях России в 2008 году составит порядка 24,2 млрд. руб.

Подробнее о текущем состоянии и перспективах рынка коммерческого изучения иностранных языков можно узнать в Отчете по результатам исследования Москвы.

Тамара В. Решетникова, генеральный директор компании «Технологии Роста»

Публикация подготовлена на основе исследования "Рынок коммерческого изучения иностранных языков в России"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"