Нетепличные условия, или как в Черноземье находят замену импортным овощам

19.10.2015

В России после введения продуктового эмбарго всплыл один из наиболее наболевших вопросов - острая нехватка отечественного производства овощей закрытого грунта. Так, по некоторым данным, импорт овощей может составить до 80% от общего потребления в некоторых регионах, при этом площадь теплиц в стране в последние несколько десятилетий не просто не увеличивалась – по сравнению с советскими временами она сократилась с 4,7 тыс. га до 2,9 тыс. га на начало 2014 года. Для сравнения: общая площадь круглогодичных теплиц в Голландии – порядка 10 тыс. га. Кстати, огромная часть тепличных площадей России морально устарели: в той же Европе теплицы, где овощи выращиваются грунтовым способом, считаются позавчерашним днем агротехники. Надо отметить, что глава Министерства сельского хозяйства России Александр Ткачев назвал продуктовое эмбарго «шансом изменить ситуацию к лучшему» и отметил, что в ближайшие три-пять лет России надо сосредоточиться на собственном производстве основных видом продуктов, в том числе тепличных овощей.

Ситуация для инвесторов сложилась как нельзя более благоприятная: текущая емкость российского рынка овощей защищенного грунта оценивается Минсельхозом в 1,64 млн тонн. К тому же аналитики отмечают рост стоимости на импортные овощи в связи с колебаниями курса валют и снижение качества ввозимой продукции.

Черноземье обрастает

Впрочем, по оценке гендиректора консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, в связи с введенным эмбарго и ростом цен на плодоовощную продукции за прошедший год отмечается и снижение спроса – в некоторых регионах России до 20%.

По данным консалтинговой компании «Технологии Роста», на начало текущего года в Белгородской области в эксплуатации находилось порядка 44 га теплиц. Среди крупных проектов анонсировано строительство теплиц мощностью 37-39 тыс. тонн в год ООО «АгроМир» за 6,6 млрд рублей: осенью прошлого года проект был перезапущен именно в связи с введением продуктового эмбарго. В Грайворонском районе ООО «Белгородинвест-1» предполагает возвести 12,9 га теплиц мощностью 6,5 тыс. тонн овощей в год за 2,5 млрд рублей. ООО СХПК «Теплицы Белогорья» планирует освоить 20 га в поселке Разумное Белгородского района, вложив в проект 2,2 млрд рублей (летом текущего года компания также заявила об участии в строительстве тепличного хозяйства в орловском ИП «Зеленая роща» стоимостью 1 млрд рублей; впрочем, площади постройки не разглашались). В конце прошлого года ООО «Строительная корпорация «Гефест»» из Подмосковья заявило о намерении вложить 6,3 млрд рублей в строительство на территории Старооскольского городского округа комплекса площадью 30 га и мощностью 21 тыс. тонн в год с объемом вложений 6,3 млрд рублей.

По словам Тамары Решетниковой, в случае если все заявленные проекты будут реализованы, ЦФО (не включая Московскую область) будет полностью обеспечено овощами. «Крупным рынком остаются Москва и Московская область, их потребности очень сложно удовлетворить. Большинство региональных тепличных комплексов направляют свою продукцию именно в этот регион: обеспеченность овощами на этой территории минимальна, а платежеспособный спрос гораздо выше», - поясняет эксперт.

Банки притормозили планы

По прогнозам совладельца ООО «Овощи Черноземья» Андрея Петренко из заявленных проектов реализовано будет не более 10%. «Бизнес очень сложный. Полагаю, что в текущих условиях смогут выжить и реализовать планы только крупные агрохолдинги», - считает он.

Оценка Тамары Решетниковой еще более пессимистична: по ее словам, из поданных заявок на строительство тепличных комплексов банками на сегодняшний день одобряется только порядка 5%. «В этом вопросе необходимо государственное регулирование. Говорить о том, что нам необходимо наращиваниеас тепличного производства, - правильно. Но сейчас важнее, чтобы власти оказали влияние на банки, чтобы выдавались так называемые «длинные» кредиты, ведь отрль весьма проблемная и сроки окупаемости у нее колеблются около шести-восьми лет». Еще одна из тенденций финансирования тепличных проектов, выявленная Тамарой Решетниковой за последний год - увеличение проектного финансирования.

Надо отметить, что стоимость проектов выросла соразмерно росту стоимости валют, в связи с тем что большинство конструкций и оборудования, используемых при строительстве по-прежнему импортные. 

«Есть производители оборудования и на территории России, - отмечает Тамара Решетникова, - но они не могут заменить импорт ни по объему производства, ни по качеству».

Ни количества, ни качества

Еще одна серьезная проблема рынка - снижение качества тепличных овощей после смены поставщиков. «После изменения стоимости валют мы столкнулись с резким ростом цены на поставляемые овощи. Поэтому пришлось менять поставщиков, искать цену ниже, что, разумеется, сказалось на качестве», - комментирует Тамара Решетникова.

Впрочем, и до смены поставщиков качество продукции было не на самом высоком уровне. По результатам экспертизы импортных помидоров и огурцов, проведенной маркетинговой компанией «Технологии Роста» в 2014 году на базе Российского института потребительских испытаний (РИПИ) 80% продукции являлось опасной.

Все образцы были загрязнены пестицидами, причем часть обнаруженных веществ вовсе не регламентированы к применению для данных культур.

При этом вызывает сомнения, что отечественные овощи продемонстрируют лучшее качество. «Тепличный бизнес - это тоже бизнес. Чтобы снизить риски в виде болезней и увеличить валовое производство, необходимы пестициды, ядохимикаты. В России остается много грунтовых теплиц, и химические вещества постепенно копятся в почве, в результате каждый следующий урожай содержит все большее количество химикатов. У нас нет глобального и тотального контроля над содержанием вредных веществ. Роспотребнадзор в основном проверяет импортную продукцию, а отечественные овощи - фактически нет. К тому же официальные нормы у нас еще остались с советских времен, с тех пор появилась куча новых стимуляторов, пестицидов, которые там даже не упомянуты», - констатировала Тамара Решетникова.

Автор статьи: Ульяна Ларионова

Полный текст статьи можно прочесть в разделе "Аналитика" от 14.10.15  ABIREG.RU

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика