Цветы для инвестора

11.03.2019

По данным Росстата, в прошлом году производство срезанных цветов в защищенном грунте составило около 263,3 млн штук. По словам гендиректора компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, в денежном выражении цветочный рынок остается таким же, как и 15 лет назад, а вот в натуральном в связи с инфляцией и девальвацией валюты он сузился.

Тамара Решетникова считает, что спрос на цветы сильно зависит от доходов населения, которые в последние пять лет снижаются, что не способствует росту продаж товаров не первой необходимости. «Кроме того, наши цветочники так и не смогли сформировать отношение покупателей к цветам как к предмету ежедневного спроса, например, как в Европе или США, где букет — это не только подарок, но и ежедневный атрибут декора», — добавляет она.

Немаловажно и то, что в нашей стране люди не обращают особого внимания на происхождение цветов — отечественные они или импортные, тогда как, например, в сегменте овощей потребители отдают явное предпочтение местной продукции, продолжает Решетникова. Она предполагает, что причина в том, что производители цветов слабо продвигают свою продукцию как российскую, ярких брендов в секторе нет. «Явных предпосылок для увеличения спроса на цветы в ближайшее время у нас нет, если только их производители не будут вести активную пропаганду того, что цветы — это повседневный товар», — акцентирует Решетникова.

Хотя с точки зрения импортозамещения потенциал у промышленного цветоводства огромный, вытеснить импортные цветы очень сложно, отмечает Решетникова. В Африке и Южной Америке, откуда в основном к нам поступают цветы, они выращиваются в открытом грунте и себестоимость получается ниже, чем в теплицах. Импорт роз в Россию снизился с $350 млн в 2013 году до $179,8 млн в 2017-м, однако в натуральном выражении объемы ввоза после кризиса восстановились, рассказывает Гольфанд. «Доминирующее положение в структуре поставок импортных роз занимают Эквадор и Кения, контролирующие свыше 80% российского рынка», — уточняет она.

«Кроме того, в Южной Америке те же розы производятся на высокогорьях, где они вырастают с крупными бутонами, толстыми и длинными стеблями. Именно такие цветы больше всего пользуются спросом у россиян. Добиться такого внешнего вида роз в условиях теплиц технологически очень сложно», — обращает внимание Решетникова. По своим качествам российские розы не уступают импортным и даже могут превосходить их, не соглашается Владимирова, но признает, что розничная цена на них может существенно — до 40% — превышать цены аналогов. «Даже с учетом пошлин, логистики, транспортировки, цветы, выращиваемые на открытом грунте, дешевле и конкурентоспособнее по цене. В этом и заключается ключевая проблема низкого уровня импортозамещения», — комментирует она.

Тем не менее, отечественные цветоводческие хозяйства, как правило, сосредотачиваются именно на выращивании роз, говорит Владимирова. Причем есть случаи, когда предприниматели вкладываются сначала в проект по тепличному овощеводству, а позже принимают решение выделить место еще и для цветов. В качестве примера она называет тепличный комбинат «Ярославский» (ГК «Горкунов»). С 2017 года он первым в стране начал выращивать в промышленном масштабе декоративные розы Кордана в горшочках. Решетникова также считает этот проект перспективным, как и вообще уход цветоводов в определенную нишу.

Объем инвестиций в современный розарий, по подсчетам Решетниковой, примерно на 30% меньше, чем в овощные тепличные проекты. Поэтому в идеальных условиях высокого спроса и хороших цен цветочные проекты окупятся быстрее, чем овощные — в течение пяти лет, говорит она, однако добавляет, что добиться таких результатов на российском рынке очень сложно. Тем не менее, наиболее перспективна для выращивания именно роза, так как этот цветок пользуется спросом круглый год, а остальные являются более сезонными, говорит Решетникова.

Впрочем, в последние пять лет в Подмосковье набирает обороты малый бизнес по сезонному выращиванию тюльпанов, которые реализуются как в Московской области, так и в других регионах, продолжает Решетникова. «Технологии производства тюльпанов достаточно просты, а цветы получаются высокого качества, хотя луковицы для них все еще покупаются в Голландии, — рассказывает эксперт. — В итоге на нашем рынке к 8 марта появляется очень много именно российских тюльпанов. Правда, эти цветы пользуются спросом в основном на 8 марта, а в течение года их покупают крайне редко».

Однако проекты в секторе появляются. Например, в Смоленской области была введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса по выращиванию тюльпанов, полностью реализовать проект планируется к 2022 году. В декабре 2018 года на предприятии посадили 200 тыс. луковиц тюльпанов, к июлю планируется вырастить лилии из посаженных 5 тыс. луковиц. Инвестор — ИП Рогачев В. А. — рассчитывает с ноября по март выращивать тюльпаны, а с августа по декабрь — огурцы, зелень и в перспективе томаты.

Автор статьи: Татьяна Кулистикова, Елена Максимова
Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор", новость от 08.03.2019

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика