Журнал "Однако" пишет о цветочных теплицах

29.03.2010

Аленький цветочек

В 11 номере журнала "Однако" от 29.03.2010 г. опубликована статья, подготовленная на основе результатов исследования рынка промышленных теплиц в России компанией "Технологии Роста" 

Автор статьи: Инга Токманцева

Основу российского цветочного рынка составляет импортная продукция. Кризис дал шанс отечественным хозяйствам потеснить заморские растения. В последние годы в стране было анонсировано множество проектов по строительству современных теплиц. Однако нашим цветоводам придется научиться выращивать товар высокого качества. В этом нам должен помочь многовековой голландский опыт.

Срезанные цветы в России никогда не были необходимым элементом декора дома в отличие от Европы, где принято украшать жилища букетами, расставляя по комнатам разные растения или мини-композиции. В нашей стране не принято часто тратиться на цветы, которые через несколько дней придется выбросить. Цветы в России принято покупать по случаю, в основном на день рождения или к празднику. Реже - в подарок любимой девушке. Поэтому российский цветочный рынок носит ярко выраженный сезонный характер. Пик спроса приходится на февраль-март, когда отмечают День Святого Валентина, День защитника Отечества и 8 Марта. Именно в марте некоторые компании «делают» до 50% годового оборота. Заметное повышение спроса наблюдается также в августе, когда проходят свадьбы, в преддверии 1 сентября, в октябре перед Днем учителя, в мае перед праздником Победы. В то же время с середины мая до конца августа на рынке царит жесткая депрессия, к тому же в этот период конкуренцию тепличным цветам составляют растения с приусадебных участков, которые по демпинговым ценам продают садоводы-любители.

Между тем до кризиса цветочный рынок ежегодно увеличивался на 15-25% и в натуральном, и в денежном выражении. Значит, спрос на срезанные растения постоянно повышался. «И сегодня потенциал нашего цветочного рынка достаточно высок, есть место для новых игроков», - считает Тамара Решетникова, директор консалтинговой компании «Технологии Роста». Такими игроками вполне могут стать отечественные цветоводы. Если будут реализованы все заявленные тепличные проекты, то к 2012 году наши хозяйства смогут обеспечить 40-50% потребности в цветах в количественном выражении.

Окно возможностей

Поскольку около 80% цветочного рынка (в количественном выражении) составляет импорт, на цены сильно влияют колебания валютного курса. Неудивительно, что кризис нанес российскому цветочному рынку большой удар. По данным Флористического союза, в начале 2009 года в некоторых регионах продажи упали на 40%. Падение спроса отразилось на рознице. «Цены мы не меняем уже третий год, поэтому снизилась маржа. Количество заказов не изменилось, но уменьшился объем среднего заказа, стали меньше заказывать очень дорогие корзины и букеты, реже поступают необычные заказы. Зато количество постоянных клиентов только увеличивается», - рассказывает Олег Гусак, руководитель салона доставки цветов «Салон Цветов.ру». По словам участников рынка, в этом году оптовики и розничные торговцы оценивают продажи даже в преддверии 8 Марта неоднозначно. Одни говорят, что достигли докризисного уровня. Другие жалуются на то, что обороты были меньше, чем в этот же период, но в лучшие времена. Дело в том, что с началом кризиса наши сооте­чественники сократили расходы, в том числе и на цветы.

Отечественные цветоводы, которые в меньшей степени зависят от валютного курса, могут обеспечить более выгодные цены. «Спрос на цветы сократился настолько, что в этом году, даже перед 14 и 23 февраля не было привычного ажиотажа. В целом уходящий сезон показывает, что дефицита на цветочном рынке нет», - жалуется Максим Мазаев, коммерческий директор тепличного комплекса ЮГАГРО (Краснодарский край). Оптовики стали отдавать предпочтение розам длиною по 40, 50, 60 см, которые стоят дешевле, чем цветок в 60, 70 см. Впрочем, премиум-сорта пользуются спросом независимо от длины стебля. В 2009 году российские цветоводы, которые научились выращивать такую продукцию, смогли незначительно улучшить свои позиции. Доля отечественных растений выросла с 10 до 12% в денежном выражении.

Почуяв, что наткнулись на золотую жилу, российские производители стали перестраивать каналы реализации. Так, ЮГАГРО три месяца назад начал поставлять цветы в розничные точки напрямую, минуя оптовиков. Компания «Розовый сад» (Калужская область) тоже отдает цветы в розницу со своих складов в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Самаре, Перми. Некоторые компании создают собственные розничные сети. «Вся маржа, как от опта, так и от розницы, достается самому производителю. Бизнес становится более устойчивым, поскольку есть постоянный канал продаж. Если поссорился с оптовиком - не страшно, потому что розничные покупатели всегда будут покупать цветы. К тому же если розничный бизнес отладить, то его и продать можно как бизнес-единицу или вместе с бизнесом по выращиванию цветов. Например, Ульяновский совхоз декоративного садоводства сначала создал, а затем продал свою розничную сеть.

До кризиса закупать цветы в Голландии было зачастую выгоднее, чем в России.

В Голландии роза длиной 60-70 см стоит порядка 1 доллара. В России за счет доставки, растаможивания и фитосанитарного контроля ее себестоимость возрастает до 1,6 доллара. Оптовик продаст цветок за 1,8-1,9 доллара, а в рознице он пойдет более чем по 3,5 доллара. Такую арифметику приводит Геннадий Ластовский, президент цветочной компании «Грин Лайн».

Цветочный десант

В 1990-х годах, когда рынок насытился импортными растениями всех мастей, российские тепличные хозяйства, построенные в 70-80 годы прошлого века, стали убыточными и не могли составить конкуренцию иностранцам.

Однако незадолго до кризиса на цветочную отрасль обратили внимание инвесторы. По данным консалтинговой компании «Технологии Роста», в 2006-2009 годах непрофильные инвесторы вложили в цветочные теплицы 236,1 млн евро, в 2010-2016 годы запланированы инвестиции в размере еще 276,9 млн евро. Самые крупные вложения были сделаны в проекты «Мокшанский» - 60 млн евро (инвесторы МДМ-банк, банк «Тарханы», правительство Пензенской области), ЮГАГРО - более 47 млн евро (инвестор Алексей Богачев, совладелец сети «Магнит» и председатель правления банка «Система»), «Розовый сад» - 62,8 млн евро (инвесторы - Urals Energy, Nafta (B), Revaho). Среди плановых инвестиций наиболее крупными на сегодня считаются проекты «Чеховский сад» - около 50 млн евро (инвесторы - ООО «Гигант» и DLV Plant - 50%, Bartels Roses BV - 50%), «Анапа» - 68 млн евро (ГК «Капитал Инвест»), «Новая Голландия» - 53 млн евро (Алексей Антипов, совладелец компании «Балтимор»). В бизнесе участвует и государство: так, правительство Московской области софинансирует «Теплицы Раменские» стоимостью 42,5 млн евро.

«До недавнего времени в российской экономике хватало сегментов, где вложения окупались быстро и приносили владельцам хорошие прибыли. Начиная с 2004 года уровень рентабельноститепличных производств, созданных по современной технологии, становится достаточно привлекательным для непрофильных инвесторов, особенно на фоне растущего благосостояния и малой насыщенности рынка. Причем в 2004-2009 годах инвестиции в цветочные теплицы превышали инвестиции в овощные», - комментирует Тамара Решетникова.

В основном в российских хозяйствах выращивают розы, на них, по данным «Технологии Роста», приходится 80% в натуральном выражении. Также производят тюльпаны, хризантемы, герберы, гвоздики, нарциссы, ирисы, лилии. Все новые проекты создаются только по голландской технологии. При возделывании цветов также применяется голландский метод, включающий почасовое поддержание определенной температуры, влажности, освещенности, полива и удобрений. Цветы выращивают в питательных смесях, а не в земле, применяют капельный полив, круглосуточное освещение специальными лампами, что позволяет получать валовую рентабельность от 80% и больше. Практически все хозяйства приглашают к себе голландских специалистов, которые отлаживают работу, ведь в цветоводстве слишком много тонкостей, а российские сельскохозяйственные вузы, как было сказано, не готовят технологов тепличных производств.

Борьба за количество

Созданный лишь в 2006 году тепличный комплекс «Розовый сад» (Калужская область), по оценкам Intesco Research Group, уже занимает третье место в стране по производству цветов - 15 млн цветов (розы, альстромерии, герберы). Среди других крупнейших производителей - ГУП «Южный» (20 млн цветов), ГУП «Мосзеленхоз» (18 млн цветов). По данным компании «Технологии Роста», к 2015 году половина всех теплиц будет работать по современным технологиям. Примерно 38% построят заново (на сегодня новых всего 5%), а 21% реконструируют (сегодня - 13%). Из них под цветы отводится примерно половина площадей (остальное занимают овощи). Стоимость строительства 1 га цветочной теплицы составляет 1,5-2 млн евро, срок окупаемости - 4-5 лет.

Сегодня современные цветочные комплексы возводятся по всей России, хотя больше таких проектов на юге. Два проекта - «Новая Голландия» и «Северная мечта» - осуществляются в Ленинградской области. «Если сравнивать по затратам на обогрев и досвечивание, себестоимость цветка в Северо-Западном регионе, конечно, выше. Однако сбыт большинства крупных цветочных теплиц, расположенных на юге России, ориентирован на потребителя в Москве, Поволжье или на Урале, поэтому они гораздо больше тратят на транспорт. Производители из Ленинградской области, где практически нет подобных комплексов, будут экономить на логистике, поскольку их товар будет приобретен местными покупателями», - рассуждает Тамара Решетникова.

По данным «Технологии Роста», в 2009 году отечественные теплицы вырастили 250 млн цветов. Причем теплицы, построенные по новым технологиям в последние три-четыре года, дали более половины урожая - 130 млн штук. К 2012 году объемы производства в новых теплицах должны увеличиться в пять раз. Если сохранится спрос на уровне 2,5 млрд штук цветов, то доля российской продукции может достигнуть 40-50% рынка. То есть наши цветоводы вполне в состоянии отъесть у импортеров существенный кусок пирога. Неизбежен конфликт интересов с оптовиками. «Уже сегодня наш бизнес не столь прибыльный, как два года назад», - говорит директор оного из современных тепличных комплексов.

«Инвесторами современных тепличных комплексов являются банки и другие крупные компании. Не исключено, что они начнут лоббировать свои интересы через госорганы, с тем чтобы ограничить импорт цветов», - предполагает Тамара Решетникова. Судя по всему, конкуренция на цветочном рынке будет обостряться. Причем не только между нашей и иностранной продукцией, но и внутри отечественного цветочного сегмента. Тепличным хозяйствам придется совершенствовать технологии, чтобы снижать себестоимость и повышать качество цветка.

Полный вариант статьи в журнале "Однако" можно прочесть здесь.

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"