Промышленный тепличный бизнес в России набирает обороты

27.01.2011

Промышленный тепличный бизнес в России набирает обороты. За последние два года активизировались потенциальные инвесторы и организаторы промышленных теплиц, значительная часть которых ранее не рассматривала тепличный бизнес как привлекательную площадку для инвестиций и диверсификации своего основного бизнеса. Так, например, дочерняя компания «АвтоВАЗа» - «АвтоВАЗагро» привлечет около 1,2 миллиарда рублей на строительство теплиц для выращивания овощей. Продуктовая розничная сеть «Магнит» собирается построить собственный тепличный комплекс по выращиванию томатов и огурцов. А подразделение «УГМК» - «УГМК-Агро» уже открыла первую очередь тепличного хозяйствапод Екатеринбургом, затратив на это более пятисот миллионов рублей. В 2010 году более 20 крупных отечественных компаний заявили о своем желании вложиться в тепличный бизнес. При всем этом, строительство теплиц не сулит их будущим владельцам сверхприбыли.

Второе дыхание

Стимулом интереса к закрытому грунту стала, в том числе, могла бы стать поддержка государством промышленных теплиц путем возмещения части ставки рефинансирования заемных средств через специальные программы поддержки сельхозпроизводителей. Вот только получить крупный и долгосрочный кредит у банков удается далеко не каждому потенциальному инвестору. Сельское хозяйство у нас, как и прежде, находится в зоне повышенного риска. Именно такого мнения придерживается генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста», Тамара Решетникова. «По результатам комплексных исследований тепличной отрасли, проводимых компанией «Технологии Роста» в течение последних 5 лет, площадь работающего закрытого грунта в стране сейчас составляет около 1,9 тыс. га. С другой стороны, учитывая преобладание на территории России тепличных построек, возведенных в 80-х и даже 70-х годах прошлого столетия, очевидным становится факт неизбежного и массового вывода закрытого грунта из эксплуатации в течение ближайших 5 - 7 лет» - отметила Тамара Решетникова.

В пересчете на душу населения, жители нашей страны потребляют чуть более 4 кг отечественных тепличных овощей и зелени в год. Еще по 5 - 7 кг не сезонных свежих овощей на 1 человека приходятся на импортные поставки. Такая, или почти такая ситуация сохраняется в РФ в течение последних 10-ти лет. В этом и заключается основная проблема развития отрасли. Наши специалисты догнали Голландию, Израиль, Испанию, Иран по качеству продукции. Но сами теплицы - морально устарели. «Если в старых стеклянных теплицах хорошими урожаями считаются 25 - 35 кг/кв.м овощей, то в новых средний выход повышается до 50 - 60 кг/кв.м - рассказывает Тамара Решетникова.

За ними будущее

«УГМК-Агро» можно считать пионером среди промышленных структур. Компания вложила деньги в развитие тепличного хозяйства. И теперь продает свежие и замороженные овощи под торговой маркой «Мистер Грин». Даниил Сомов, управляющий партнер издательского дома Retailer рассказывает, что первым известным случаем тепличного производства года три назад стал волгоградский «Радеж». Также по овощной категории работает новосибирский «Холлидей» и, например, волгодонская «Артемида». Предпосылок же для развития тепличного бизнеса на самом деле довольно много: доступность соответствующих земель, давление чиновников с лозунгом «продавай российское», налоговые льготы и многое другое. Однако Даниил Сомов отмечает, что у большинства ритейлеров возможности открыть собственное хозяйство нет. Особенно если обратить внимание на климатические зоны в нашей стране. Тренд есть в частных марках, а собственные производства - дело выгодное, но не каждому под силу. То есть это не новая идея и производством, кто хотел - давно занимается - отметил Даниил Сомов.

Нельзя забывать и о том, что тепличный бизнес в России напрямую зависит от географического расположение хозяйств. И самым непосредственным образом влияет на объемы и рентабельность производства, и конкурентоспособность продукции. Южные регионы РФ, обладая самым мягким климатом и малоснежными зимами, позволяют применять более легкие и экономичные конструкции для теплиц, и, что еще важнее, тратить гораздо меньше энергоносителей для обогрева и освещения. Генеральный директор ассоциации «Теплицы России» Наталия Рогова отмечает, что стоимость газа и электричества такова - что могут свести на нет все усилия хозяйств. Поэтому отечественные продукты стоят дороже, чем зарубежные. Генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста», Тамара Решетникова отметила, что расходы на логистику для регулярной доставки тепличной продукции к основным местам потребления существенно повышают ее себестоимость. Однако, в любом случае, строить крупные тепличные комплексы наиболее целесообразно ориентируясь не только на местное потребление, но и на вывоз в другие регионы России.

К сожалению, сегодня Российская Федерация вынуждена завозить из-за границы огромное количество овощей. И зачастую то, что продаётся на наших прилавках, по качеству не соответствует российским стандартам. Поэтому строительство новых комплексов и реконструкция старых позволит со временем навести порядок на отечественном рынке овощей. А пока, мы будем покупать израильские помидоры, иранские огурцы и турецкую капусту.

Статья опубликована в январе 2011 г., оригинал можно посмотреть на портале "Торговое оборудование"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика