Больше слов, меньше денег

20.12.2017

Активный рост инвестиций в тепличное производство в уходящем году наблюдался в первом и в конце третьего-четвертом кварталов, обращает внимание гендиректор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Этому способствовало изменение политики по поддержке крупных агарных проектов. «Государство начало выдавать кредиты под 5%, возвращать CAPEX, и инвесторов это, безусловно, стимулировало наращивать вложения», — говорит она.

Еще одна тенденция этого года — укрупнение заявляемых проектов и масштабирование их сразу в нескольких областях с прицелом сбыта на региональных рынках. Если в 2014—2016 годах чаще всего инвесторы анонсировали проекты на 8−12 га, то в этом году больше идет речь о теплицах от 15−20 га и более, отмечает Решетникова. Другие инвесторы планируют одновременное строительство комплексов на 10−20 га сразу в ряде регионов. Например, компания «Ренова» нацелилась сразу на четыре региона, УК «Тепличные Технологии Роста» построила теплицы в Луховицком районе Московской области, расширяется в Тюменской, скоро запустит производство в Ростовской области, а «Эко-Культура» возвела теплицы на Ставрополье, теперь наращивает мощности в Ленинградской области и планирует стройки в Московской, Тульской, Воронежской и др. областях. Интересные проекты реализуются в Подмосковье: в Каширском районе расширяет мощности «Агрокультура Групп», строительный холдинг «Виктория Эстейт» возводит сразу три комплекса — «Иванисово» по выращиванию овощей в закрытом грунте, грибной «Богородские овощи» (оба — в Ногинском районе), а также развивает тепличный комбинат «Совхоз Электростальский». «Москва — это большой рынок сбыта, и этот инвестор решил его плотно охватить», — знает Решетникова.

По данным «Технологий Роста», насыщение внутреннего рынка огурцами в целом близко к 100%. Но в разных регионах уровень самообеспечения сильно различается: где-то переизбыток этой самой простой тепличной агрокультуры, а где-то еще есть явный дефицит. Однако стоит учитывать, что инвестор, возводя крупное производство, как правило, рассчитывает, что сбыт его продукции будет идти сразу в нескольких регионах. «Но в какие-то регионы эти потоки поставок идут, а в другие — нет, — обращает внимание Решетникова. — Например, из центра России в отдельные области Сибири или в ДФО овощей закрытого грунта отправляют очень мало, там до сих пор сохраняется реальная нехватка свежей тепличной продукции».

Так как рынок огурца насыщается все больше, с этого года инвесторы стали обращать больше внимания на производство томатов, отмечает Решетникова. Хотя некоторые уже работающие на рынке компании изначально были нацелены на это направление. Например, «Эко-Культура» в Ставропольском крае три четверти своих комплексов отвела под выращивание светокультуры томатов, большие площади есть в теплицах «ЛипецкАгро». В чеченском тепличном комплексе «Родина» светокультурой томатов занято 20 га, «Югагрохолдинг» под Грозным также специализируется на их производстве, перечисляет Тамара Решетникова. «Ориентация производства только на одну агрокультуру не всегда верная, особенно если компания нацелена на местный рынок, — комментирует она. — Тогда логичнее выращивать сразу несколько видов овощей, чтобы иметь возможность поставлять в розницу широкий ассортимент».

Правда, планы инвесторов, специализирующихся на томатах, могут быть скорректированы в зависимости от того, как разрешится ситуация с Турцией. Если российский рынок будет открыт для этой страны полностью (сейчас разрешены только поставки 50 тыс. т с нескольких предприятий в зимний период), то это существенно повлияет на окупаемость проектов и ценовую ситуацию. «Производителям придется понижать цены, хотя это не коснется премиального сегмента (розовые, кистевые томаты, черри и пр.), так как Турция на нем не специализируется», — поясняет Решетникова.

Автор статьи: Инна Ганенко
Полный текст статьи можно в декарьском выпуске 2017 года журнала "Агроинвестор"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика