Инвестиции на выход. Российские продовольственные компании пытаются выйти со своими проектами за рубеж

05.07.2019

После значительной девальвации рубля в ходе кризиса 2014-2016 годов и перехода Центробанка к плавающему курсу российские компании получили значимое ценовое конкурентное преимущество на местном и зарубежных рынках. Однако для успешной экспансии одного только ценового конкурентного преимущества даже при наличии качественной продукции недостаточно. Процесс завоевания экспортных рынков очень сложен с практической точки зрения, подчеркивает портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Например, без строительства мощностей крайне сложно обеспечить необходимую для покупателей ритмичность поставок и в целом выдерживать приемлемое качество логистики. Именно поэтому разумным шагом выглядят инвестиции в проекты за рубежом, даже если пока они не будут генерировать денежного потока. «По сути — это задел на будущее», — констатирует эксперт.

Сразу на три страны (помимо Китая, на Узбекистан и Казахстан) смотрит и один из крупнейших российских игроков рынка овощей защищенного грунта «ЭКО-культура». Как сообщали ранее СМИ, в КНР холдинг ведет переговоры о строительстве тепличного комплекса площадью 250 га в партнерстве с местной Huafa Group. Финансирование на себя полностью должна взять китайская сторона, а «ЭКО-культура» будет заниматься оперативным управлением. В Китае инвесторам нужно делать ставку на выращивание биопродукции, считает гендиректор консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.

«Действительно качественных овощей в КНР производят мало. Даже если судить по продукции, которая поступает из страны на прилавки ДФО и Сибири, то пестицидов и стимуляторов роста там зачастую избыток, причем много таких веществ, которые наши надзорные ведомства даже порой не умеют определять, — знает она. — В то же время в самом Китае растет уровень жизни, а вместе с ним и желание потребителей питаться более здоровой пищей, поэтому экологически чистая продукция будет иметь там высокий спрос». Однако, напоминает эксперт, в КНР очень сложная экономическая, юридическая среда для неместного бизнеса, и менталитет китайского и российского предпринимателя принципиально отличается. Именно вследствие этого пока у российских бизнесменов возникают большие сложности с реализацией совместных проектов, переговоры могут растягиваться на долгие годы, говорит Решетникова.

Инвестиции в тепличный комплекс на 314 га, хранилища, а также перерабатывающие мощности в Узбекистане изначально оценивались «ЭКО-Культурой» в $472 млн. Еще $92 млн холдинг намеревался потратить на закладку 1 тыс. га садов, где должны расти черешня, абрикосы, сливы, персики. Как сообщила «Агроинвестору» пресс-служба «ЭКО-культуры», сейчас компания продолжает переговоры с представителями страны, и производственные показатели, объем инвестиций будут скорректированы. «Климатические условия многих районов Узбекистана подходят для организации более дешевого, чем в России, тепличного производства, — отмечает Решетникова. — Но страна небогатая, и погода, в то же время, позволяет получать урожай овощей и в открытом грунте и под легкими укрытиями, поэтому большой необходимости вкладываться в высокотехнологичные комплексы нет».

Проекты «ЭКО-культура» рассчитывает реализовывать при участии известных на рынке местных игроков. При этом, начиная работать, компании важно убедиться в реальности обещаний партнеров, обращает внимание Мустафин. «Есть интерес к сотрудничеству с обеих сторон, и когда мы поймем, как работают новые механизмы взаимодействия, то будем планировать следующие шаги», — говорит он. Климат данных стран позволяет строить теплицы без искусственного освещения и выращивать томаты и огурцы только за счет естественного солнечного света. Эта особенность, по расчетам инвесторов, снизит себестоимость строительства комплексов и готовой продукции.

По мнению Решетниковой, холдингу вполне под силу реализовать задуманные проекты с точки зрения накопленного опыта. «Фактически в России есть всего несколько инициаторов тепличных проектов, которые имеют подобные компетенции в овощеводстве закрытого грунта, в реализации успешных проектов, — обращает внимание она. — У „ЭКО-культуры", безусловно, есть сильная команда менеджеров, высококлассные специалисты, и это позволяет им развивать проекты в любых регионах». Главной сложностью при реализации планов может стать вопрос финансирования, полагает эксперт.

Автор статьи: Инна Ганенко
Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор", новость от 03.07.2019

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика