Фермер в тисках

14.06.2016

Газета "Аргументы и Факты" обратилась к генеральному директору "Технологии Роста" за комментариями по набирающей актуальность проблеме реализации сельхозпродукции и ее потерь у фермерский хозяйств. Тамара Решетникова высказала свое мнение в постоянной колонке "Мнение Эксперта".

Новые помещения, оборудованные современными камерами для хранения отдельных видов овощей и фруктов, в эксплуатацию постепенно вводятся, но пока их слишком мало. Ежегодно мы теряем около 30% выращенных овощей. Это огромная цифра! Во-первых, до сих пор велика доля старых хранилищ, овощи лежат навалом на полу (а луку и картофелю, к примеру, нужны разные условия: один любит сухой воздух, другой - более влажный). Во-вторых, важна подготовка урожая перед хранением: специальная очистка, сушка, выдерживание при определённой температуре. В целях экономии и ввиду отсутствия оборудования некоторые производители это игнорируют. В-третьих, часть товара уходит в брак уже в самих магазинах - значит, там не соблюдали правила хранения.

С фруктами ситуация ещё хуже. На долгосрочное хранение в России идут в основном яблоки и груши. Но у нас ничтожно мала доля зимних сортов, способных лежать с осени до лета. Осенью продавать всё невыгодно - цена на фрукты минимальна. Основной спрос, а значит, и прибыль приходится на март - июнь. Закладка новых садов интенсивного типа сейчас идёт с учётом пригодности плодов для хранения, но за 1-2 года эту проблему решить не удастся.

С фермерами проблема закоренелая и непростая. Продуктовые колхозные рынки монополизированы, новичкам туда не пробиться. Единственное, что они могут, - это продать по дешёвке свой товар хозяевам рынка. Для того чтобы попытаться решить эту проблему, нужно посмотреть на европейский опыт.

В Германии, например, 20-30 семейных ферм объединяются в кооператив, нанимают сотрудников, решающих во­просы общего планирования, и благодаря этому выходят на товарные рынки и в сетевые магазины. И получается, что там фермер думает только о производстве, а не о том, как продать свой товар. Поэтому и качество продуктов там лучше, и фермеры с прибылью, и народ ест своё, не чужое!

Автор статьи: Константин Чалабов

Полный текст статьи можно прочесть в Еженедельнике "Аргументы и Факты" № 23 08/06/2016

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика