Интервью генерального директора "Технологии Роста" для Vostock Capital

18.11.2019

Фруктовый бизнес в РФ сегодня стоит только на первом этапе интенсивного развития. В отличие от подавляющего большинства стран мира (кроме, пожалуй, стран – бывших республик СССР) в России до сих пор основная часть садовых насаждений принадлежит населению, а не товарным производителям, что накладывает на отрасль специфичный отпечаток. Самыми характерными чертами текущего состояния отечественного садоводства по сравнению с общемировыми трендами являются:

  • Преобладание традиционных высокорослых садов в общей площади насаждений,
  • Преобладание устаревших агротехнологий,
  • Высокая зависимость бизнеса от посадочного материала зарубежной селекции,
  • Высокая зависимость бизнеса от импортной садовой техники и оборудования,
  • Низкая товарность значительной части продукции,
  • Низкая урожайность в среднем по стране,
  • Низкая обеспеченность холодильными мощностями для хранения продукции до следующего урожая,
  • Профицит свежих фруктов в сезон сбора урожая в садоводческих регионах,
  • Дефицит локальных свежих фруктов в течение 8 – 9 месяцев по каждой культуре,
  • Высокая зависимость от импорта свежих фруктов и ягод,
  • Сезонная концентрация потребительского поведения,
  • Растущий интерес конечного потребителя к свежим фруктам и ягодам вне сезона сбора.

Какие риски существуют для участников рынка? Какие есть пути преодоления этих сложностей?

Развитие отечественного производства фруктов и ягод на протяжении всего постсоветского периода сдерживалось рядом проблем, основная часть из них актуальна и сегодня.

Ключевой проблемой в промышленном садоводстве является технологическое отставание. В стране пока слишком мало садов интенсивного типа — с высокой плотностью посадки низкорослых сортов, способных давать урожай по 35–50 тонн с гектара. Более половины садов РФ старше 30 лет, их нормативная урожайность — до 15 тонн/га.

Продукция отечественного садоводства часто не соответствует современным требованиям для хранения и сбыта, что снижает ее конкурентоспособность в условиях открытого рынка. Самые серьезные проблемы с товарностью и хранением – у продукции старой «советской» селекции, выращиваемой в садах традиционного типа.

Большой проблемой остается фактическое отсутствие отечественного посадочного материала для интенсивных и суперинтенсивных садов, что вынуждает инвесторов делать масштабные закупки саженцев за рубежом. Процесс становления собственных питомников в России идет, но он не может быть быстрым.

К специфическим рискам садоводства в большинстве регионов России относится и климат. Повлиять на погоду нельзя, но применение современных агроприемов, оборудования и техники позволяет существенно снизить внешнее неблагоприятное влияние. Например, капельное орошение, противоградные сетки, шпалерные конструкции и т.п.

Что может поспособствовать развитию отрасли садоводства?

До недавнего времени высокая капиталоемкость отрасли и длительный срок окупаемости делали эту отрасль малопривлекательной для бизнеса. Однако в последнее время интерес инвесторов, в том числе непрофильных, к промышленному садоводству значительно возрос и продолжает расти. Важным стимулом к закладке новых садов является государственная поддержка новых проектов.

Кроме самих садов крайне необходимы инвестиции в долговременное хранение плодов. Российский бизнес вышел на такую стадию, когда вкладывать деньги в товарное выращивание яблок для их сезонной реализации (в сентябре-октябре) уже не имеет коммерческого смысла.

Но самым надежным локомотивом развития отрасли, безусловно, может стать только растущий потребительский спрос на свежие фрукты и ягоды. Условиями роста спроса являются 2 основных момента: восстановление среднедушевых доходов основной массы населения (которое пока никак не начинается, к сожалению) и популяризация ЗОЖ в целом и здорового питания в частности. Именно второй фактор сегодня и формирует потребительский спрос.

Какие проекты по модернизации существующих садов, закладке интенсивных садов, увеличению мощностей по хранению/переработке, развитию питомниководческого центра Вы считаете наиболее успешными?

  • Сад-Гигант в Краснодарском крае (Прим. ред.: Сад-Гигант – один из крупнейших в России производителей плодов и ягод. Хозяйство расположено в Славянском районе Краснодарского края. Основное направление деятельности – производство и продажа фруктов, посадочного материала, рассады.)
  • Сад Гигант-Ингушетия в республике Ингушетии (Прим. ред.: Компания занимается производством плодов. Первые сады были заложены в 2013 году в Нестеровском сельском поселении Республики Ингушетии. Компания работает по интенсивной итальянской технологии, которая предусматривает получение урожая в первый год посадки. В 2018 году было собрано порядка 20 тысяч тонн яблок.)
  • Алма-Продакшн в Краснодарском крае (Прим. ред.: Компания «Алма Продакшн» занимается выращиванием яблок в Краснодарском крае. Площадь садов – 330 га. При закладке садов использовались французские и итальянские саженцы.)
  • АФГ Националь на Кубани и в Поволжье (Прим. ред.: Компания «АФГ Националь, крупнейший в стране производитель риса, реализует проект по закладке суперинтенсивных яблоневых садов с 2015 года.)

Как Вы оцениваете обеспеченность материально-технической базой отрасль садоводства?

Пока еще наши садоводы слишком сильно зависят от зарубежных производителей, техника и оборудование которых совершенствуются в течение нескольких поколений владельцев компаний. Например, в Италии успешно работают семейные предприятия с 50-70-ти летней историей, они действительно досконально знают потребности садоводов, анализируют эффективность применения каждого вида подвески или другого оборудования, следят за изменениями в селекции и потребительском спросе и реализуют все выводы в своей продукции.

Отечественные производители садовой техники пока еще руководствуются «общими» принципами производства и не стремятся стать экспертами в отрасли с огромными практическими знаниями по улучшению бизнеса своих клиентов и их финансовых результатов.

Способны ли принятые государственные меры по стимулированию садоводства сделать Россию уверенным игроком на международном рынке?

Повысить роль России на международном фруктовом рынке может отечественный бизнес и наши инвесторы, а если государство будет помогать – это ускорит процесс становления отрасли. Инвестиционная привлекательность промышленного садоводства, как и любого другого ресурсоемкого вида агробизнеса, зависит не только от объемов господдержки, но и от их стабильности и гарантированности. Период окупаемости интенсивных садов достигает 7-8 лет, именно поэтому так важны предсказуемость и логичность решений и обязательств Правительства.

Интервью для Vostock Capital.

Полный текст статьи можно на официальном сайте форума "Сады России: инвестиции, технологии и инновации", публикация от ноября 2019 г.

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика