Ставка на зелень

15.09.2016

За последние два года объем рынка тепличной продукции в России сократился на 22%. Внутренний объем производства овощей увеличился в 2014 году на 7% (с учетом крымской продукции), в прошлом году — на 3%. Однако доля импорта после 2015 года снизилась на треть. Это не отвечает запросам потребительского рынка: платежеспособность населения упала, а цены на поставки увеличились. Как рассказала гендиректор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова, дешевые ранее турецкие и испанские овощи после запрета попадают в Россию не напрямую, а через другие страны, что добавляет им стоимости. В потребительской корзине россиян существенно сократилась доля зарубежных овощей. Но, по словам Тамары Решетниковой, это не связано с улучшением качества отечественной продукции: «Наш потребитель не то чтобы стал предпочитать отечественный продукт. Он просто стал меньше есть несезонных овощей».

За последние годы увеличилось и производство зелени в теплицах: люди привыкли к этому продукту, а производители стали обращать на него внимание. Продукция рентабельна, запуск производства салатов и другой зелени требует гораздо меньше инвестиций, чем любые овощные теплицы, отмечают эксперты. Это связано с неприхотливостью зелени к условиям выращивания и возможностью собирать урожай 4–10 раз в год.

Как говорят специалисты, сетевой ритейл переориентировался на российского производителя. На сегодня, по исследованиям компании «Технологии Роста», тепличные овощи есть во всех торговых сетях от разных отечественных производителей в течение всего года. По словам Тамары Решетниковой, именно потому что теплицы способный поставлять продукцию в течение круглого года, сетевой ритейл в сегменте малолежких овощей (огурцы, томаты, баклажаны, перец и т. д.) предпочитает работать с ними, а не с производителями открытого грунта.

В России на данный момент круглогодичным производством занимаются агрокомбинаты «Майский» в Казани и «Липецкий». Последний располагает теплицами пятого поколения, так называемыми «ультратеплицами». Они могут поддерживать в течение года идеальный микроклимат и позволяют экономить затраты на отопление. Кроме того, высокое внутреннее давление мешает вредителям попасть внутрь.

По мнению Тамары Решетниковой, отмена эмбарго не так страшна для отечественной тепличной отрасли, как это может показаться. «Часть потребителей перейдет на покупку дешевых турецких томатов, и это отрицательно скажется на объемах продаж отечественных. Однако надо помнить, что подавляющее большинство российский теплиц выращивает огурец. Да и за последние два года отечественные производители укрепили свои рыночные позиции, наработали каналы оптовой реализации, заключили долговременные договоры на поставку с сетевым ритейлом. Кроме того, во многие регионы России турецкий продукт просто не попадет из-забольшого расстояния. Поэтому вернуться в РФ томатам из Турции теперь будет гораздо сложнее, чем ранее», — говорит генеральный директор «Технологии Роста».

По словам Тамары Решетниковой, в последнее время в отрасль пришло много непрофильных инвесторов: «Среди них представители крупнейших инвестиций в России: агрохолдинги „Степь", „Русагро", проекты Машковича и Абрамовича. Это привело к притоку нового капитала в тепличный бизнес из других областей производства. Раньше тепличная отрасль могла рассчитывать только на свои внутренние возможности. Сейчас очень много старых теплиц, которые не соответствуют новым аграрным технологиям и нуждаются в обновлении. А позволить себе это могли только те комбинаты, которые работали в плюс. И даже в том случае модернизация проходила очень медленно и небольшими объемами».

Автор статьи: Александра Шевченко

Полный текст статьи можно прочесть в разделе Агропром журнала "Городской Репортер" от 15 сентября 2016 года

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика