Производство ягод в закрытом грунте может вырасти в 3,5 раза

12.12.2018

Гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова считает, что сейчас объемы товарного производства ягод в России крайне малы, основная их часть выращивается в хозяйствах населения в открытом грунте. Однако она считает, что у корпоративного сектора есть перспективы. В межсезонье в России потребление ягод очень незначительно — гораздо ниже, чем в европейских странах, что связано со слишком высокими ценами в этот период, подчеркивает она. С конца июня до середины июля клубника в Москве стоит в среднем 250-300 руб./кг, а как только период ее сбора заканчивается, цены резко повышаются и доходят до 2-2,5 тыс. руб./кг в зависимости от фасовки и вида упаковки, сравнивает Решетникова. «За такие деньги далеко не каждый потребитель готов покупать ягоды», — говорит она. Эксперт добавляет, что в межсезонье в торговых сетях представлена исключительно импортная продукция. «Поставки идут из дальних стран, в частности Южной Америки, Турции, Египта, Греции, Македонии и предполагают серьезные затраты на логистику», — поясняет Решетникова.

Гендиректор Ягодного союза Ирина Козий говорит, что самая популярная ягода для выращивания в теплицах как в России, так и в мире — садовая земляника, которую потребители часто называют клубникой. Ее доля составляет около 70% от общего объема производства. В последнее время импорт земляники на российский рынок составляет 35-50 тыс. т в год. Из этого объема примерно 7-10 тыс. т завозится в период с ноября по март, когда местное производство в нашей стране возможно только в условиях защищенного грунта. «Общий же объем коммерческого производства этой ягоды в России у фермеров и сельхозпроизводителей, без учета ягод, выращенных в подсобных хозяйствах, не превышает 8-10 тыс. т в год, — комментирует Козий. — При этом объем тепличного выращивания ягод в нашей стране крайне незначителен. Речь идет о считанных проектах с совокупным объемом урожая в несколько тонн в год».

Президент ассоциации «Теплицы России» Аркадий Муравьев считает, что реализацию ягодных тепличных проектов сдерживает фактор отсутствия исходной информации о емкости рынка и рентабельности, на основании которой можно было бы принять окончательное решение об инвестициях. Тепличным хозяйствам сложно просчитать экономику выращивания ягод, так как на рынке нет уже работающих крупных проектов, вторит ему Ирина Козий. К тому же от выхода на этот рынок компании удерживает высокий объем необходимых вложений, полагает она. «Возможно, производители тепличных овощей по мере роста конкуренции в своем основном сегменте будут выделять часть площадей своих теплиц под ягодные культуры, — не исключает эксперт. — Однако технологии и оборудование для выращивания ягод в теплицах отличаются от применяемых для огурцов или томатов. То есть даже при наличии теплицы невозможно переключиться на выращивание ягод без дополнительных инвестиций».

Кроме того, урожайность ягод ниже, чем, например, тепличных овощей. «За год на светокультуре выращивается до 150 кг огурцов с квадратного метра, а садовой земляники — только 10-15 кг. Соответственно, цена ее реализации должна быть в 10 раз выше, чем огурца», — поясняет Муравьев. По оценке «Технологий Роста», российские предприятия, выращивающие садовую землянику в закрытом грунте, с октября по апрель продают ее в оптовом звене (без НДС) в среднем от 700 руб./кг до 1,2 тыс. руб./кг. Стоимость огурцов в октябре-апреле прошлого года варьировалась в диапазоне 68,7-126,5 тыс. руб./т, следует из данных Росстата.

По мнению Муравьева, у выращивания ягод в закрытом грунте есть определенные перспективы, но пока таких проектов, особенно в зимних теплицах, очень мало. «Хотя есть технология и инвесторы, которым интересно это направление», — говорит он, но отмечает, что речь все же о точечных проектах. Массовое выращивание ягод в теплицах он считает не целесообразным. «Нам не выдержать конкуренции с Египтом, Израилем и другими южными странами, — поясняет Муравьев. — В отличие от них, в России производство ягод требует серьезных вложений в оборудование для досвечивания». Причем российским производителям ягод, чтобы получать доход, выгодно реализовывать продукцию через собственную розницу и сегмент HoReCa, а не через сети, добавляет он.

«Можно работать на высокой ценовой марже, а можно — на увеличении объемов. И если они станут значительными, то импорт будет вытесняться, ведь сетям выгоднее приобретать свежую отечественную ягоду, чем импортную, которая доставлялась издалека и уже явно несвежая», — рассуждает Решетникова. К тому же вкусовые качества импортных ягод могут быть не самыми лучшими, так как их собирают недозревшими, добавляет Ирина Козий. Поэтому перспективы реализации российских тепличных ягод достаточно велики, полагает она.

Авторы статьи: Елена Максимова, Татьяна Кулистикова
Полный текст статьи можно в декабрьском выпуске 2018 года журнала "Агроинвестор"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"