Обзор рынка коррекционной оптики в Москве

12.08.2006

Практически каждый второй житель среднего или крупного города имеет дефекты зрения, каждый пятый вынужден использовать средства коррекции (постоянно или периодически), - об этом свидетельствуют результаты маркетингового исследования, проведенного консалтинговой компанией «Технологии Роста» летом 2006 года.

10% городского населения регулярно, не реже 1 - 2-х раз в год, обращается к врачам-офтальмологам с целью проверки зрения и назначения лекарственных препаратов и средств коррекции.

Так, например, в Великобритании четверть населения (12 млн. человек) страдает миопией (Источник http://www.medinform.nnov.ru/).

В Сингапуре 80% призывников в возрасте 18 лет - близоруки, в то время как 30 лет назад этот показатель составлял всего 25% (Источник http://www.medolina.ru/).

По данным израильских исследователей (источник IOVS 2005), ежегодный прирост числа близоруких составляет около 3% среди молодежи в возрасте 16 - 22 лет.

Эти данные были получены путем диагностики зрения почти миллиона молодых жителей страны в течение последних 13 лет. Доля близоруких той или иной степени среди молодежи сейчас составляет почти 30%. Если принять во внимание менее распространенные среди молодого поколения дефекты зрения (астигматизм, дальнозоркость, пресбиопия, т.п.), то вес целевой аудитории, нуждающейся в коррекции, становится еще выше.

Ежегодная школьная диспансеризация выявляет все большее количество детей с нарушенным зрением в городах. Специалисты Германского объединения глазных врачей в Дюссельдорфе считают, что примерно уже у десяти процентов малолетних детей (до 3 лет) наблюдаются различные незначительные дефекты зрения, которые с годами могут превратиться в серьезную проблему.

В Юго-Западном округе Москвы в 1100 школах и 317 детсадах установлена уникальная скрининг-система по проверке и диагностике зрения детей. По данным лаборатории психолого-педагогической поддержки окружного методического центра Управления образования Юго-Западного округа, примерно четверть обследованных с помощью скрининг-системы школьников получает направление на прием к офтальмологу на основании выявленных дефектов (Источник http://www.mosedu.ru/).

Прогнозы экспертов относительно зрения человечества в целом неутешительны: через 10-15 лет нуждаться в коррекции зрения будет уже более 2,5 млрд. человек из 7-ми миллиардного населения Земли. Зато продавцы оптики могут смело планировать рост своих доходов: 35% людей, включая аборигенов Африки, Азии и Южной Америки будут регулярно обращаться к ним за помощью. Очевидно, что среди городского населения развитых стран этот процент будет гораздо выше.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Согласно мировым данным, на каждые 30.000 жителей населенного пункта необходим полноценный Салон оптики. Численность постоянно и временно проживающих в Москве равна 10-12 млн. человек, на такое количество жителей будут востребованы услуги 350 - 400 Салонов. Сейчас Салонов оптики, отвечающих всем современным требованиям, - максимум 120 - 150. Таким образом, в столице явно наблюдается дефицит Салонов, предлагающих полный комплекс услуг по диагностике и профессиональному подбору корректирующих средств.

Аналогичная, если не еще более острая ситуация наблюдается и в других крупных городах России. Так, например, в Воронеже на 900 000 населения есть только 9 Салонов оптики вместо необходимых 30. В то же время, рынок оптики Санкт-Петербурга является более насыщенным даже по сравнению со столицей. Питерская сетевая компания «Невская оптика» не только входит в число лидеров в своем городе, но и планирует накрыть Москву и ближайшее Подмосковье плотной сетью салонов. Причем уже до конца 2006 года «Невская оптика» собирается открыть до 40 магазинов. В глобальных планах компании к 2012 - 2014 году занять треть столичного рынка оптики. Одновременно компания осуществляет экспансию в российские регионы. Московские сети тоже выходят в регионы. Например, сеть «СМОТРИ» имеет 6 салонов в городах-миллионниках.

МОСКОВСКИЙ РЫНОК ОПТИКИ

В середине 2006 г. столичный рынок средств коррекции насчитывал около 3000 торговых точек. Большинство из них представляют собой исключительно стенды с коррекционной оптикой, поэтому многие эксперты считают возможным отнести к Салонам в лучшем случае половину из этих точек продаж, и то с большой натяжкой. Салонов, предлагающих хотя бы некоторые из услуг по диагностике, и ведущих направленную клиентскую политику, в Москве оказалось 333.

Эти салоны и были выбраны в качестве целевого сегмента при исследовании рынка аналитиками «Технологий Роста». Среди них 20% брендов являются сетевыми. Основная часть полноценных салонов оптик в Москве приходится именно на сетевые компании. В то же время, есть одиночные салоны, предлагающих полный ассортимент услуг высокого класса, например частная компания «Има-Вижн», или салон «Оптика-8», созданный на базе детской оптики.

Среди главных игроков столичного рынка имеет смысл отметить бренды: «Очкарик» - 20 салонов, «Инвар» - 20 салонов, «ЛинзМастер» - 18 салонов, «Смотри» - 9 салонов, «Good Look» - 7 салонов, «Окулист-М» - 7 салонов, «Окулис Константини» - 7 салонов. И хотя большинство представленных в Москве сетей пока владеет очень скромным количеством салонов (2 - 3), тем не менее, около 20% всех салонов принадлежит 7 основным игрокам рынка.

Общий объем продаж коррекционной оптики составляет в Москве, по оценкам экспертов, 4,0 - 4,8 млрд. рублей в год. При этом ни одна из сетей не является абсолютным лидером рынка, поскольку объемы продаж даже самых крупных из них лежат в пределах 2 - 5% от общерыноных.

ФОРМАТЫ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ОПТИКИ

Различают 3 основных формата точек продаж оптических коррекционных средств. К низшему сегменту, как в плане цены, так и качества продукции, относятся представители масс-маркета: уличные и рыночные стенды, стенды в метро, магазинах, аптеках и т.п. Там продаются исключительно готовые изделия, крупными партиями прибывающие к нам в первую очередь из стран Азии. Там же присутствуют иногда очки и очковые оправы российских заводов-производителей. Рядом с диоптрическими очками - солнцезащитные аналогичного качества. Стоимость готовых изделий редко превышает 500 - 700 рублей. За дешевизной стоят низкое качество стекол и пластика, которые легко царапаются, мутнеют, а также плохое центрирование, в конечном итоге только усугубляющие проблемы со зрением.

В крупных торговых и административных центрах обычно располагаются магазины оптики более высокого класса. На их стендах и витринах обычно представлены очковые оправы, линзы, и средства по уходу, если и не принадлежащие к известным брендам, то, по крайней мере, имеющие подтверждения о безопасности для здоровья. Главным отличительным признаком такого магазина-салона является наличие офтальмолога и хотя бы минимального набора оборудования и приборов типа рефрактометра, кератометра, щелевой лампы. В кабинете офтальмолога, занимающем не менее18 кв.м, покупателям проверяют зрение и подбирают линзы. Очки изготавливаются по индивидуальному заказу.

Средняя стоимость очков в таких магазинах-салонах составляет не менее 1500 - 2000 рублей. Площадь салона-магазина оптики вместе с кабинетом офтальмолога - 40 - 50 кв.м.

Салоны оптики, относящиеся к классу «премиум» отличатся от магазинов-салонов ассортиментным рядом, включающим самые модные бренды. Их покупатели не только исправляют свое зрение, но и подчеркивают статусность с помощью приобретаемых товаров. Верхняя граница стоимости изготовленных очков теряется где-то за 50 тыс. рублей, оправы дешевле 1000 руб. почти не встречаются. Больше всего в российских салонах представлены итальянские оправы. Обычно премиум-салонов арендуют площади от 100 кв.м.

Тамара Решетникова, генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста»

Обзор подготовлен на основе результатов исследования и бизнес-плана "Открытие Салона коррекционной оптики", подготовленном компанией "Технологии Роста" в 2006 году. 

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"