Доступное вместо желаемого. Потребительский спрос в условиях жесткой экономии

08.05.2022

Изменившаяся в последние два месяца действительность грозит очередным витком ухудшения жизни населения. Доходы потребителей в этом году заметно сократятся, безработных станет больше, спрос на продукты питания скорректируется. Многим отраслям АПК тоже придется менять стратегии производства, чтобы подстроиться под возможности покупателей. Впрочем, некоторые сектора могут выиграть от сложившейся ситуации.

Продажи продовольствия достаточно устойчивы даже в кризис, так что причин для резкого сокращения покупок нет, считает Дарья Снитко. Совокупный товарооборот продуктов питания в рознице в 2022 году будет несколько меньше, чем в 2021-м — на 1-1,5 %, но такое снижение не превысит того, что было, например, в 2020 году.

А вот прямой связи между спросом на свежие овощи, особенно борщевого набора, и платежеспособностью россиян нет, уверяет гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. И хотя овощи значительно выросли в цене (та же капуста в разных регионах за последнее время подорожала более чем вдвое), потребители просто не могут их легко заменить. «Не получится купить перловку вместо кочанной капусты или картофеля — это основа питания», — говорит она.

Среди же свежих фруктов и ягод уже наблюдается снижение спроса. Люди выбирают то, что меньше поднялось в стоимости. Например, груши, которые с февраля на прилавках остаются только импортные, «взлетели» в цене вслед за курсом валют, и ранее стоившие 140 руб./кг плоды уже в начале апреля предлагались по 250 руб./кг. «Логично, что потребители делают выбор в пользу более доступных яблок — это не полноценная замена, но в целом допустимая», — считает эксперт.

Ягоды, в межсезонье и так представленные в очень небольших объемах, покупают люди с достатком выше среднего, и в их жизни пока не произошли такие серьезные изменения, которые заставили бы отказаться от красиво упакованных контейнеров с голубикой, земляникой и малиной, продолжает Решетникова. Даже при стоимости в 2 тыс., а то и 3-4 тыс. руб./кг, они находят покупателя. Остальное население закупает ягоды с мая по июль, в основном из южных регионов страны и совсем по другим, значительно более низким ценам — принимать решение о покупке этим летом данная часть потребителей будет исходя из стоимости.

Массовое возвращение россиян к огородничеству вряд ли можно себе представить, комментирует Тамара Решетникова. «Нельзя сравнивать время новейшей истории и период СССР — тогда распределение жителей по сельским и городским территориям было более равномерным», — считает она. Для сравнения: за последние 30 лет население Дальнего Востока сократилось почти за 30 %, в основном за счет трудовой миграции. Аналогичные процессы заметны также в Сибири, на Крайнем Севере. И жители крупных городов, даже имея дачные участки, не ринутся выращивать на них картофель, уверена она. «Поэтому поддерживать личное производство нецелесообразно, гораздо важнее обратить внимание на фермеров, мелкие хозяйства, которые, например, в Европе и США являются основой АПК», — утверждает эксперт.

В России много крупных компаний, на которых и направлена вся финансовая поддержка, они поделили рынок и диктуют свои цены и правила. И это логично для высокотехнологичных отраслей, таких как тепличная, поскольку там действительно требуются серьезные инвестиции. Однако если говорить об овощах открытого грунта, то их в большом количестве производят и мелкие фермеры, у которых затруднен доступ к краткосрочным кредитам и меньше возможностей для сбыта, говорит Решетникова. Создание закупочно-сбытовых кооперативов могло бы значительно улучшить ситуацию, это звено как раз занималось бы всеми организационно-логистическими вопросами, предлагает эксперт.

Плюс, только объединившись, фермеры могут построить дорогостоящие склады и хранилища, без которых круглогодичный сбыт просто невозможен. «Что касается выдачи кредитов, то здесь нужен больший контроль со стороны государства, — полагает она. — Очевидно, что банкам интереснее крупные клиенты, готовые сразу брать сотни миллионов рублей и имеющие отличную техническую базу и хороший земельный банк, что гарантирует получение хорошего урожая и возврат средств. Стоит четко распределять средства — так, чтобы не все уходило большим компаниям».

Автор статьи: Инна Ганенко

Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор" от 04.05.2022

 

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"