В поиске ответов

20.06.2022

Овощи на нашем столе — обыденные элементы нашей жизни, без которых сложно представить обычное домохозяйство. Однако, за относительно недавний промежуток времени в различных отраслях, в том числе и в тепличной, наступил важный момент в связи с рядом экономических ограничений, которые коснулись нашей страны. Исследовательская компания «Технологии Роста» проводит финансовые и маркетинговые исследования в различных отраслях, помогая бизнесу разобраться в анализе самых разных отраслей. О работе компании нам расскажет ее генеральный директор Тамара Решетникова.

— Тамара Валентиновна, расскажите, как создавались «Технологии Роста» и чем она сегодня занимается? Как ее работа может помочь агробизнесменам?

— Наша компания была создана в начале 2006 года, и основной целью ее стала помощь аграрному бизнесу в поиске оптимальных условий и рынков для производства и сбыта своей продукции. C того времени многое изменилось с точки зрения производственных и технологических возможностей. Сегодня в России можно построить все что угодно: промышленную теплицу, большой склад, плодохранилище и так далее. Но главные вопросы остаются прежними: как работать? где строить? кому и по какой цене продавать продукцию? Все это нужно для того, чтобы предприятие могло успешно существовать и развиваться. В первую очередь мы этим и занимаемся, то есть отвечаем на конкретные вопросы конкретного бизнеса по реализации его продукции, по поиску потенциальных каналов по оценке конкуренции, по оценке коммерческой перспективности реализации каждого нового проекта.

— Какие исследования в сфере АПК наиболее востребованы сейчас?

— Наиболее актуальны те исследования, которые показывают, где в России и вне ее территории отечественные производители могут по привлекательным ценам и условиям развивать свою продукцию. Это достаточно важный момент, поскольку от этого зависит кредитоспособность — то, как они смогут исполнять взятые на себя инвестиционные обязательства. Кроме того, это еще определяет продовольственную независимость нашей страны, а также ее самообеспечение. Продукция должна наполнять рынок и удовлетворять потребности людей преимущественно отечественной продукцией. Все аграрные проекты и, соответственно, наша работа, которая помогает их реализовать, имеют большое государственное и социальное значение.

— Какова главная специализация ваших исследований?

— «Технологии Роста» специализируются в АПК на тепличном овощеводстве, цветоводстве и всего, что касается защищенного грунта. Второе направление — инновационное сельское хозяйство, затрагивающее активное применение современных агротехнологий. Допустим, сады интенсивного типа или выращивание культур по интенсивным технологиям, то есть все то, что не только связано с землей, но и в первую очередь с внедрением современных технологий, мировых достижений селекции, оборудования для получения высокой урожайности и качественной продукции. В этих направлениях у нас накоплен большой опыт за прошедшие 16 лет, который мы используем в своих исследованиях.

— Как, по вашему мнению, текущие экономические и политические события отражаются на тепличной отрасли? Как реагирует отрасль, и какие новые тенденции возникают?

— События последних месяцев, конечно, повлияли на весь аграрный сектор и на всю нашу экономику. В первую очередь, резко подорожали многие основные статьи расходов тепличной отрасли. В отличие от многих других отраслей, российское тепличное овощеводство во многом является зависимым от импорта. Конструкции, расходные материалы, средства питания и защиты растений, семена, оборудование, оснащение — все это закупается за рубежом. У нас есть и российские семеноводческие компании, например, компания «Гавриш», которая широко известна в овощеводстве. Но, когда производитель, инвестировавший большие средства и взявший многомиллиардные кредиты, закупает семена, то он, в первую очередь, ориентируется на то, как они будут работать в его конкретном проекте. То есть, какая будет урожайность, какая будет устойчивость к болезням, какой товарный вид будет у полученной продукции. Для всех этих параметров, особенно для тепличного овощеводства, преимущественно в сегменте томатов, салатов, баклажанов, перцев, пока что еще используются семена зарубежной селекции. С точки зрения абсолютной эффективности импортные семена пока что лучше. Поэтому крупные тепличные проекты ориентированы на импорт. Все это подорожало, и, кроме того, пока еще посадочный материал запрещен напрямую к поставкам, и поставляется только через параллельный импорт, что ухудшает качество продукции.

Семена для овощей к импорту пока не ограничены к ввозу в Россию, иначе произошел бы коллапс и резко снизилась бы эффективность производства и урожайность. Сразу сократился бы ассортимент предложений тепличной продукции в российских магазинах, к которым жители крупных городов уже давно привыкли. Когда мы приходим в большой супермаркет, мы видим от 10—20 разновидностей томатов, 5–10 видов огурцов, салатов и так далее. Если все это сократится до уровня, как это несколько лет назад, то это будет очень заметно.

При таком сокращении производства, соответственно, цены увеличатся, потому что урожайность снизится. И для того, чтобы тепличные предприятия продолжали работать, пришлось бы повышать стоимость продукции. Это сказалось бы в итоге на потребителях, что очень важно. Кроме того, есть проблемы и с энергоносителями. Но с этого года российское правительство обещало тепличной отрасли возместить часть энергозатрат на выращивание овощей в светокультуре, то есть в самый холодный и темный промежуток времени. И, конечно, крайне важно, что правительство России видит всю важность сектора и продолжает поддерживать ежегодные кредиты для плодоовощной отрасли.

Проблемы тепличной отрасли и их решения, практические вопросы выращивания и сбыта овощной продукции будут обсуждаться 23 июня 2022 года в Москве на сельскохозяйственном форуме «Тепличная отрасль». На форуме вы сможете напрямую задать свои вопросы Тамаре Решетниковой, генеральному директору исследовательской компании «Технологии Роста», которая будет одним из спикеров мероприятия.

Автор статьи: Мария Лола

Полный текст статьи можно прочесть в журнале "Агробизнес", новость от 17.06.2022

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"