Платная рыбалка. Как пережить сложный сезон?

25.03.2010

На сегодняшний день количество открывающихся водоемов с платной рыбалкой и число банкротящихся находятся почти в «прямой пропорции»

Об основных моментах открытия платных рыболовных хозяйств, проблемах в период развития, «идеальной» модели рекреационного водоема с платной рыбалкой корреспонденту журнала «В2В Охота. Рыбалка. Туризм» рассказывает генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамара РЕШЕТНИКОВА.

B2B: Начиная столь специфический бизнес, человек должен тщательно продумать и просчитать все его аспекты и составляющие. На что, в первую очередь, следует обращать внимание, в чем для начинающего «таятся «опасности» на первых этапах?

Тамара Решетникова: Ключевыми факторами успеха рекреационного водоема с платной рыбалкой являются:

  • Четкая концепция бизнеса и спланированная стратегия его развития,
  • Активная рекламная политика,
  • Ассортимент сопутствующих услуг и сервисов для рыболовов,
  • Ценовая политика,
  • Удачное расположение пруда,
  • Размеры водоема и его состояние,
  • Видовое разнообразие рыбы,
  • Плотность посадки и хороший клев,
  • Организация прибрежного пространства и акватории.

Первые 3 фактора являются основными.

Выбранная концепция предоставления услуг платной рыбалки определяет все последующие действия организаторов бизнеса. Одной из самых больших ошибок начинающих предпринимателей становится смешение личных пристрастий и отрывочных представлений о том, как хорошо все должно быть для всех рыболовов. Любители рыбачить, как и все другие потребители услуг и товаров, делятся на целевые группы, объединенные общими целями, близкими возможностями и платежеспособным спросом примерно одного уровня. Интересы разных целевых групп практически невозможно совместить на одном водоеме.

Поэтому главная задача организатора платной рыбалки — понять, для кого он создает свой бизнес? И как сделать пребывание именно этих клиентов на своем пруду незабываемым? Рекламная поддержка платной рыбалки приобретает особую актуальность в условиях роста конкуренции предложений. Если еще 5 лет назад известные бренды — крупные рыбхозы Московского региона, практически не нуждались в рекламе, то сейчас отсутствие корпоративного сайта, продвижения услуг и цен в сети интернет, постоянное присутствие на рыбацких форумах является необходимым условием привлечения интереса рыболовов к конкретному пруду.

Сопутствующие услуги формируют имидж места рыбалки с точки зрения комфортности и удобства для рыболовов. Самыми распространенными платными дополнительными услугами для клиентов в работающих предприятиях является аренда снастей и мангалов, аренда беседок и шатров на берегу, продажа прикормки и наживки, копчение выловленной рыбы, продажа живой рыбы из садков. Такие услуги может предоставлять практически любое предприятие по платной рыбалке, в том числе и самого экономичного формата.

Гораздо реже встречаются услуги профессиональных инструкторов по рыболовству, которые могут проконсультировать гостя и дать рекомендации начинающим рыбакам.

Услуги общественного питания и проживания готовы предоставлять водоёмы, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте, ориентированные на продолжительный отдых клиентов или удаленные от Москвы на значительные расстояния.

Профессиональная организация досуга рыболовов и членов их семей с использованием развлекательных и оздоровительных комплексов, спортивных и увеселительных мероприятий, праздников и соревнований, характерна для рыболовных клубов,стремящихся создать стабильное сообщество из своих клиентов.

По отзывам игроков рынка, общепит, гостиницы и развлечения приносят примерно столько же дохода, как и продажа путевок на рыбалку.

Размеры водоёмов, специализирующихся на организации платной рыбалки, по данным исследования «Технологии Роста», обычно лежат в пределах от 2 до 7 га, что вполне достаточно для сохранения состояния уединенности и тишины для рыбаков, с одной стороны, и формирования постоянной доходной части предприятия, с другой стороны. Меньшая площадь водной глади обычно ассоциируется с переполненностью водоёма посетителями, в то время как большая площадь требует значительных инвестиций в начальное благоустройство и поддержку чистоты и порядка, а также охрану.

Видовое разнообразие рыбы способствует привлечению различных клиентских сегментов, в том числе наиболее платежеспособных, готовых потратить на рыбалку значительные суммы.

Вложения в регулярное зарыбление водоёма ценными породами рыбы (форель, осетр, сиг, белуга, т.п.) формируют базу постоянных клиентов, регулярно приезжающих на участок.

Однако следует иметь в виду, что даже самый большой водоём нельзя превращать в аквариум, где собраны десятки видов рыбы, которая будет попросту мешать друг другу.

Расположение пруда для массовости клиентов должно учитывать его транспортную доступность и хорошие подъезды непосредственно к береговой линии. Оптимальным можно считать расстояние до 30 км от крупного населенного пункта.

B2B: Есть ли какие-то «безошибочные» расчеты, позволяющие снизить количество проблем в период становления дела. На чем следует сконцентрировать внимание, что становится первичным, что — вторичным и т.д.?

Тамара Решетникова: Никакие расчеты, к сожалению, не обладают 100% достоверностью в долгосрочном периоде. Жизнь весьма многообразна и всегда подбрасывает нам сюрпризы.

Самым простым способом снизить инвестиционные риски при старте бизнеса является разработка бизнес-плана. Грамотный бизнес-планвсегда базируется на концепции бизнеса и выбранном формате предприятия. Отсутствие четкого понимания у владельцев бизнеса, что и зачем они собираются делать на своем водоеме, ведет к необоснованным тратам, метаниям от одной целевой аудитории к другой, и, соответственно, потери доверия потенциальных клиентов.

Организаторы бизнеса склонны завышать ожидаемый доход от водоема, часть необходимых расходов, напротив, «забывается». Сезонный фактор учитывается редко, поэтому «запасы» на зимнее время не откладываются в нужном объеме.

Расходные и доходные статьи у элитного рыболовного клуба и экономичного «платника» могут существенно отличаться, а итоговая рентабельность бизнеса и сроки его окупаемости совпадать. Главное, чтобы все затраты принимались не по факту их совершения, а планировались в общем русле развития бизнеса. Тогда и доходы будут не «манной небесной», а ожидаемым результатом целенаправленной деятельности предприятия.

B2B: По вашим словам, количество открывающихся водоемов с платной рыбалкой и количество банкротящихся находятся сегодня почти в прямой пропорции. На чем основывается энтузиазм «первооткрывателей»: ожидание каких-то солидных прибылей, уверенность в том, что дело беспроигрышное?.. И чего не ожидали (не предусмотрели) «проигравшие», что «оказалось» в основе их неспособности «пережить «сложный сезон»?

Тамара Решетникова: К сожалению, у начинающих предпринимателей, которые в большинстве случаев относятся к категории «заядлый рыбак», часто путаются понятия «бизнес» и «хобби». Многим кажется, что если они немного почистят водоем и запустят туда рыбу, то от желающих порыбачить не будет отбоя ни летом, ни зимой. Самим-то организаторам очень нравится именно так проводить свободное время.

Действительно, рыбалка — замечательный и желанный отдых для многих городских жителей, замученных ежедневными стрессами и плохой экологией. Вполне вероятно, что рыболовы посетят и вновь открывшийся пруд по приглашению его хозяев. Нарастающий в течение летних месяцев доход радует предпринимателей. Однако клиентский поток, сформированный за счет друзей и знакомых, в подавляющем большинстве случаев слишком мал, чтобы вывести водоем на самоокупаемость.

Переломный момент в бизнесе наступает в низкий сезон. Полное отсутствие любителей рыбалки в период с ноября по март включительно для большинства новых проектов становится неприятным открытием. И простое снижение расценок на зимнюю рыбалку здесь не помогает.

Вслед за опустением берегов водоема, хозяева чаще всего принимают решение о сведении к минимуму своих операционных издержек за счет сокращения обслуживающего персонала. Результатом обычно становится береговой вандализм и несанкционированный вылов остатков рыбы в пруду. Если она еще не погибла там в отсутствие аэраторов и ухода. Весной придется начинать все сначала. Если для этого еще найдутся средства и желание.

B2B: Каким должно быть «идеальное» платное рыболовное хозяйство, как выстраивается и создается (серьезными предпринимателями) основа для этого, может быть, есть удачные примеры, на которые можно уверенно сослаться?

Тамара Решетникова: Чтобы платный водоем стал полноценно функционирующим предприятием, требуется отойти от собственных предпочтений и посмотреть на прибрежный сервис и основную услугу глазами потенциальных клиентов.

Что может заставить совершенно незнакомых вам людей регулярно приезжать на ваш водоем и платить за это немалые деньги? Причем не только в хорошую погоду высокого сезона, но и в лютые морозы, и осеннее ненастье, когда сидеть с удочкой на берегу в ожидании редкой поклевки — удовольствие сомнительное?

Чем ваш пруд будет привлекательнее других с ноября по март, когда количество горожан, желающих провести выходные на рыбалке, падает в десятки раз?

Что Вы сможете им предложить кроме мостка и снастей, чтобы рыболовы захотели поддержать ваш проект своими финансами до весеннего клева?

Отличный пример успешного бизнеса по организации платной рыбалки, рыболовный клуб «Золотой Сазан». Несмотря на весьма высокие расценки на рыболовную путевку, на рыбу и на сопутствующий сервис, на 4-х водоемах клуба в любое время года есть гости. Даже в самую ненастную погоду сюда приезжают семьями, вместе с детьми, женами и друзьями, и каждому находится дело (а вернее, отдых) по душе. Плановая организация культурного отдыха для всех возрастных и половых категорий, создание доверительной атмосферы единого сообщества, установление дружеских контактов между членами клуба, — все это только на первый взгляд может показаться удачной находкой. На самом деле, за красивыми решениями лежит четко продуманная концепция клуба, которой его руководители придерживаются с начала основания. То есть, вот уже 19 лет.

Другим удачным примером я бы назвала рыболовную базу «Таболово» в Волоколамском районе. Она была открыта в 2002 году и сейчас является одним из самых посещаемых мест платной рыбалки в Подмосковье в демократичном сегменте. «Таболово» ориентировано на рыболовов с ограниченным бюджетом, при этом огромная акватория позволяет принять одновременно множество любителей тихой охоты, причем никто не будет мешать друг другу своим видимым присутствием.

Подробнее о рынке платной рыбалки в рекреационных водоёмах Московского региона можно узнать на сайте www.t-rost.ru, из Отчета «Рынок платной рыбалки». Аналитиками "Технологии Роста" разработан "Бизнес-план предприятия платной рыбалки экономичного формата"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика