Любителям клубнички. Статья "Технологии Роста" в журнале RUSSIAN FOOD MARKET

22.09.2012

«Полезное не может быть вкусным, а вкусное – полезным», - возможно, этот афоризм и подходит для многих продуктов, но только не для ягод. Трудно найти человека, у которого при виде свежей земляники, ароматной малины или золотистого крыжовника не появилось бы выраженного желания тут же положить ягодку в рот. При этом практически все виды ягод обладают богатым набором витаминов, антиоксидантов, пектинов и минеральных веществ, которые предохраняют от повышенной радиации, благотворно воздействуют на процессы обмена веществ, улучшают зрение, дыхание и состав крови, нормализуют уровень холестерина, повышают сопротивляемость организма и даже затормаживают естественные процессы старения.

У каждой ягоды, конечно, свои особенности и лечебные свойства. При этом, в отличие от лекарств, у ягод минимальное количество противопоказаний, которые в основном сводятся к аллергическим реакциям и воздействию ягодных кислот на раны и незажившие рубцы.

Например, земляника и клубника обладают выраженным «сердечным» эффектом и особенно полезны людям с болезнями сердца, сосудов и крови. Они очищают организм от токсинов, способствуют выведению холестерина, препятствуют развитию атеросклероза, повышают гемоглобин.

Малина содержит большое количество салициловой кислоты и витамина С, которые действуют примерно так же, как аспирин. Малиновые пектины выводят шлаки и соли, нормализуют работу желудка, кишечника и почек. Фитогормоны малины влияют на щитовидную железу и гипофиз.

В 100 граммах черной смородины содержится три дневных дозы витамина С. Эта ягодка снижает давление, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, выводит токсины и тяжелые металлы, помогает при головной боли.

О том, что черника улучшает зрение, знает даже ребенок. Черника еще и чемпион по содержанию марганца, который участвует в кроветворении. Ее родня голубика укрепляет стенки сосудов, снижает уровень сахара в крови.

Чтобы ощутить оздоравливающий эффект, ягод нужно гораздо меньше, чем, например, овощей или круп. Главное, чтобы они были свежими. 

Наш климат не позволяет есть ягоды «с грядки» круглый год, как в более теплых странах. Поэтому основной объем потребления россиянами ягод приходится на июнь-июль, когда созревают урожаи на дачных участках и в личных хозяйствах деревенских жителей.

Диетологи считают, что за лето каждому человеку нужно съесть не менее 30-35 килограммов различных ягод, и еще около 15-20 кг в период осень-зима-весна.

К сожалению, большинству россиян такой рацион недоступен. Причем дело не только в цене ягод, но и в их фактическом отсутствии на торговых прилавках. Последние годы дефицит отечественных ягод восполняет импорт, вот только вкусовые качества и цены зарубежных поставок зачастую не устраивают наших потребителей. Каждая пятая ягода, проданная в России, выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США. 

В отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или тем более диким.

В 2010 году в мире, по данным Faostat, было выращено и реализовано более 6,5 миллиона тонн свежих ягод. Ежегодный прирост ягодного рынка оценивается в 6–8%. Объемы потребления свежих ягод населением европейских, американских и развитых азиатских стран намного выше, чем в РФ.

Самой популярной ягодой давно стала клубника, или, вернее, земляника садовая. На ее долю, по расчетам аналитиков консалтинговой компании «Технологии Роста», в мировом производстве приходится 68%.

Второе место в мировом рейтинге занимает смородина, третье – малина.

Земляника садовая (Fragaria spp.) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире - странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод.

Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа - высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества

Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн тонн ягод в год.

Общая стоимость ежегодных продаж свежей клубники на мировых рынках достигает 100 млн долларов.

В мировом производстве свежей земляники, согласно данным Faostat, по итогам 2010 года лидируют США, Турция, Испания, Египет, Корея и Мексика. Фактически треть мирового рынка принадлежит промышленным плантациям и фермерам США, которые выращивают около 1,3 млн тонн земляники для потребления в свежем виде ежегодно.

Доли других стран-лидеров значительно скромнее и составили 5–7% у каждой.

В абсолютном значении по объемам выращивания земляники значительную роль играет Китай, однако большая часть из производимых там ягод (1,35 млн тонн в год) идет на промышленную переработку и в свежем виде до конечных потребителей не доходит. В США объем ягод, отправляемых на промышленную переработку, немногим больше объема ягод для потребления в свежем виде, в то время как совокупный объем американского производства достигает 2,9 млн тонн в год.

В России в 2010-2011 годах вырастили около 165-170 тысяч тонн свежей земляники, что составило всего лишь 4% мирового производства популярной ягоды. 

Промышленное производство свежей земляники относится к весьма доходным статьям экспорта во многих странах. Так, порядка 80% испанской земляники отправляется в Великобританию, Францию и Германию, а в нынешнем сезоне-2012 Испания увеличила объемы экспорта на 19% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

Корейские экспортеры весной 2012 года отправили в страны Азиатского региона 711 тонн  земляники, что на 505 тонн больше, чем в 2011 году. В Россию в 2011 году впервые было экспортировано 93 тонны корейских ягод, в этом году планы по экспорту значительно шире.

Урожай клубники в Италии в этом году оказался ниже запланированного на 25-30%. Причиной стал холодный апрель. Возникший дефицит свежих ягод итальянцам компенсировали поставки земляники из Марокко. Причем цены на марроканские ягоды в среднем в 3 раза ниже местных, что делает их особенно привлекательными для потребителей. 

В целом ягодный рынок, и особенно рынок свежей земляники, переживает бурный рост практически во всех странах. Стимулом ежегодного расширения мировых земляничных плантаций является растущий потребительский спрос на свежие ягоды.

Согласно данным исследований компании «Технологии Роста», на душу населения больше всего свежей земляники в прошлом 2011 году вырастили в Корее - 9,5 кг, Испании - 6 кг, Польше - 4,6 кг, Марокко - 4,4 кг, США и Турции - по 4,1 кг.

На каждого россиянина приходится около 1,4 кг свежей земляники отечественного производства в год, причем более 90% ягод выращивается в личных хозяйствах населения, в чем и заключается парадокс российского земляничного рынка*.

В России, несмотря на всенародную любовь к клубнике, на нее приходится всего лишь четвертая часть ягодного рынка, а пальму первенства держит смородина, черная и красная.

Россияне выращивают более 300 тысяч тонн смородины в год, в то время как земляники садовой только 150–170 тысяч тонн. В эту цифру входит ягода, выращенная во всех типах хозяйств: в личных, фермерских и сельхозпредприятиях. 

В свободную торговлю выходит менее 40% выращенного объема ягод, основная часть идет на личное потребление самих производителей, а точнее, дачников, крестьян и их ближайших родственников.

Для ощутимого повышения реального спроса необходимо сочетание сразу нескольких факторов:

  • Наличие свежих ягод в локальных точках продаж,
  • Доступность цен на свежие ягоды для значительной части населения РФ,
  • Приемлемое качество свежих ягод и их вкусовые характеристики,
  • Развитая логистика доставки ягод в места массовых продаж,
  • Популяризация круглогодичного и регулярного потребления свежих ягод населением. 

На доступность и наличие свежих ягод в розничной торговле самым непосредственным образом влияет работа местных производителей. До недавних пор основной поток свежей товарной земляники в России обеспечивал Краснодарский край и Адыгея. 5 последних лет идет постепенное перераспределение регионов товарного выращивания земляники с юга на север и на восток. Значительная часть новых земляничных проектов, использующих инновационные агротехнологии, успешно стартовала и стартует в Центрально-Черноземном регионе РФ: Тамбовской, Воронежской, Белгородской областях.

По данным Ассоциации плодоводов и питомниководов России (АСП-Рус), курирующей международную программу «Земляника», уже сейчас активно эксплуатируются около 500 га земляничных плантаций по интегрированной интенсивной технологии, использующей особым образом подготовленную фриго-рассаду, специализированную автотехнику, капельный полив, высокую плотность посадки и мульчирующую пленку. Средняя урожайность ягодных культур по интенсивной технологии выращивания выше традиционной более чем в 2 раза. Площади ягодных посадок по традиционной технологии выращивания неуклонно сокращаются.

«Начиная с 2007 года каждый год закладывается около 100 га новых плантаций, - рассказывает ведущий специалист АСП-Рус по ягодным культурам Ольга Жбанова. – Для них из-за рубежа ежегодно завозится по 3-4 млн штук фриго-рассады, преимущественно из Польши и Италии. Отечественные селекционные центры пока не могут удовлетворить внутренний спрос на фриго-рассаду как в количественном, так и в качественном отношении».

Самым известным российским производителем фриго-рассады является крестьянское хозяйство «Ника» в Адыгее. Руководитель «Ники» Александр Бота, считает, что выращивать товарную рассаду даже выгоднее, чем саму ягоду. Ежегодно хозяйство продает до 1,5 млн штук рассады своим коллегам из Южного, Центрального и Приволжского регионов.

Валовой объем промышленного производства свежей земляники по всем регионам России в текущем 2012 году достиг почти 5 тысяч тонн (расчеты «Технологии Роста» по агрегированным маркетинговым данным).

Несмотря на внушительную динамику роста, промышленные производители ягод могут обеспечить пока только 2-3% внутреннего спроса.

Судя по заявленным проектам и интересу потенциальных инвесторов к земляничному бизнесу, отечественное производство товарных свежих ягод будет увеличиваться в течение еще как минимум 5-8 лет. Только в 2012 году в ассоциацию АСП-Рус поступили заявки на консультации по организации земляничных плантаций от 77 клиентов. Среди них есть и крупные сельскохозяйственные организации, и фермеры, и сторонние инвесторы из других отраслей.

Однако все эти проекты не смогут удовлетворить даже текущий внутренний спрос на землянику в России. Ягодный рынок обладает огромным потенциалом, а высокая рентабельность бизнеса и быстрая окупаемость инвестиций делают его особенно привлекательным.

* Данные по промышленному производству ягод подсчитаны компанией «Технологии Роста» на основе детального исследования и анализа практически всех действующих ягодных хозяйств в РФ. Данные по личным хозяйствам (общая цифра) получены по статистическим источникам вторичным способом, из научно-исследовательских работ, кандидатских диссертаций и т. п., которые ссылаются на Минсельхоз, и его региональные подразделения.

Тамара Решетникова,

генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста»

Статья опубликована в сентябре 2012 г., оригинал можно посмотреть в журнале RUSSIAN FOOD MARKET

Подробный анализ ягодного рынка и прогнозы его развития  освещены в исследовании "Рынок свежей земляники садовой (клубники) в России-2012", подготовленном аналитиками "Технологии Роста".

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика