Агропром: шампиньоны растут в объеме

19.03.2024

Рынок культивируемых грибов близок к перепроизводству, но еще остается возможность роста — если открыть новые предприятия за Уралом и наладить глубокую переработку.

Грибоводы поставили инвестиционные планы на паузу. По данным Минсельхоза, прошлом году в России было произведено почти 146 тыс. тонн грибов, это исторический рекорд. Но темпы роста производства заметно падают. Прежде рынок развивался за счет эффекта низкой базы после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. До этого практически 90% культивируемых грибов в страну поступало из Европы, теперь же мы почти весь этот объем производим сами и даже частично экспортируем. Но если раньше инвесторов привлекали постоянно растущие цены на грибы и спрос на них, то теперь стоимость продукции остается стабильной и у многих уже не покрывает издержки. Эксперты рынка уверены, что эффективные компании еще могут открывать новые предприятия за Уралом, где крупных производств культивируемых грибов почти нет. Другой путь для органического роста — немедленно заняться переработкой.

После введения продовольственного эмбарго в 2014 году шампиньоны подорожали втрое, соответственно снизилось и потребление — до 40 тыс. тонн в год. Но бизнес в этом увидел перспективу. В отрасль хлынули инвестиции, подогреваемые мерами господдержки в виде льготного кредитования — краткосрочного, до года, и инвестиционного, на срок от двух до восьми лет при пониженном НДС в 10%. Уже в 2017 году производство шампиньонов выросло более чем в четыре с половиной раза по сравнению с 2014-м и достигло почти 24 тыс. тонн, еще примерно 22 тыс. импортировалось. В 2019 году в стране выращивалось 67 тыс. тонн грибов. Рынок, с 2017 года прибавлявший по 18–20% в год и достигший в 2023-м рекордных 146 тыс. тонн, почти насытился.

Если еще в 2022 году темпы роста оценивались в 16%, то в 2023-м они упали до 13,3%. «Сто сорок шесть тысяч тонн — это немногим меньше, чем объем потребления, — поясняет генеральный директор "Технологии Роста" Тамара Решетникова. — Такого взлета, как после 2014-го, уже не будет. Рост отпускных цен в последнее время тоже замедлился в силу насыщения рынка. Думаю, объемы производства могут дойти до 160–170 тысяч тонн, но не более. И надо будет еще выдержать конкуренцию с белорусскими грибами, которые несколько дешевле, а их сейчас к нам поступает около 20 тысяч тонн — в основном шампиньонов». Тамара Решетникова уверена, что популяризация потребления культивируемых грибов может стать одной из точек роста отрасли.

«Еще несколько лет назад потребление выращиваемых грибов составляло менее 300–400 граммов на человека в год, а сейчас уже килограмм. Это связано с ростом интереса людей к вегетарианским блюдам и здоровому образу жизни, и надо не упустить момент. Если производители будут больше вкладываться в маркетинговые программы и популяризировать грибы как полезный продукт, то мы вполне сможем достичь уровня США и Европы, где потребление составляет полтора-два килограмма в год на человека», — считает она.

По словам эксперта, преимуществами грибов по сравнению с мясными блюдами является высокое содержание белка при отсутствии жиров, а главное — наличие всех незаменимых аминокислот, клетчатки (хитина), ненасыщенных жирных кислот, микроэлементов, витаминов С, D и группы B, никотиновой и фолиевой кислот, кальция, фосфора, калия и железа. "Но у нас мало кто знает об их полезных свойствах".

Автор статьи: журналисты "Моноколь"

Полный текст статьи можно прочесть в журнале "Моноколь" от 19.03.2024

 
Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"