Агробизнесу нужны новые стратегии. Какой участники рынка видят новую госпрограмму поддержки АПК

07.08.2018

Госпрограмму развития сельского хозяйства, рассчитанную на период до 2020 года включительно, необходимо пересмотреть, сказал курирующий АПК вице-премьер Алексей Гордеев в ходе заседания комитета Госдумы по аграрным вопросам в июле. По его мнению, она уже неактуальна, и нужно попробовать изменить ее на год раньше. Успеет ли Минсельхоз выполнить пожелание чиновника — большой вопрос. Однако в любом случае первая редакция новой госпрограммы, которая сменит действующую, должна быть представлена уже в этом декабре.

Для российского сельского хозяйства наступает новый этап развития. «Мы практически выполнили большинство целевых показателей программы продовольственной безопасности. Теперь необходимо решать задачи повышения качества в глобальном смысле этого слова, — отмечал Гордеев. — Агробизнес должен выйти на новый качественный уровень, идя по пути наращивания глубокой переработки сельхозпродукции. Необходимо повысить качество продовольствия, установив ответственность производителя перед покупателем». Но главным показателем успешной работы отрасли, по мнению вице-премьера, станет увеличение экспорта продукции АПК с $20 млрд в прошлом году до $45 млрд в 2024-м. Это сложно, но достижимо, уверен он.

Плодоводство в рамках существующей программы получило хорошую поддержку, соглашается гендиректор компании «Технологии роста» Тамара Решетникова. Темпы закладки фруктовых садов и ягодников очень высокие. С 2014 по 2017 годы инвесторы обеспечили закладку 51 тыс. га садов, основная часть которых относится к интенсивным. И хотя площади не растут, меняется их структура благодаря интенсивным технологиям, которые позволят получать значительно более высокие урожаи. Однако отрасль еще далека от насыщения: ежегодно в нашу страну импортируется на 35-40% больше свежих яблок, чем собирают все наши товарные производители, поэтому субсидии на закладку садов и ягодников стоит включить и в новую госпрограмму, рекомендует Решетникова. Тем более что в последние два года началось активное развитие интенсивного производства ягод, которое позволяет удлинять период сбора урожая, выращивая ягоды в туннелях, чего раньше не делалось.

Директор по развитию «Смоленского комбината хлебопродуктов» Руфат Табасаранский подчеркивает, что зерноперерабатывающим предприятиям в последние годы не выделяются средства на субсидирование ставок по краткосрочным кредитам, направляемым на покупку отечественного зерна, и этот пункт хотелось бы включить в новую госпрограмму.

Решетникова тоже говорит о том, что важно оказывать поддержку перерабатывающим предприятиям, в частности фруктов, ягод и овощей. «Импорт консервированных плодов и овощей у нас крайне велик, хотя основная доля может изготавливаться в России, — утверждает он. — Из-за границы к нам идут также соки и пюре, фруктовые и ягодные наполнители и добавки, которые используются в том числе во многих отраслях пищевой промышленности».

В новой госпрограмме больше средств стоило бы выделять поддержке малых хозяйств, считает Решетникова. «Сейчас львиная доля денег идет крупным компаниям, хотя именно небольшие предприятия могут быть мобильными и гибкими, подстраиваясь под потребителя», — думает она. Такие хозяйства смогут при должной поддержке эффективно выращивать овощи открытого и закрытого грунта, ягоды, нишевых сельхозживотных (уток, индеек, кроликов). Кроме того, они отлично подходят для производства органической растениеводческой и животноводческой продукции.

Авторы статьи: Елена Максимова, Инна Ганенко
Полный текст статьи можно в августовском выпуске 2018 года журнала "Агроинвестор"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"
Яндекс.Метрика