Неглубокая заморозка. Отложенные инвестпроекты не смогут существенно затормозить развитие АПК

07.07.2023

С января по апрель 2023 года агропредприятия «замораживали» реализацию инвестиционных проектов в три раза чаще, чем за весь 2022-й, следует из исследования компании «ТендерПро». Основной причиной стали негативные факторы, накопившиеся в российской экономике (не только в АПК) во время пандемийных ограничений, и усиление санкционного давления с начала 2022 года. Однако эксперты отмечают, что «внезапное похолодание» инвестклимата не окажет критического влияния на развитие отрасли.

А вот в тепличной отрасли сокращение инвестиционной активности — процесс вполне ожидаемый, указывает гендиректор консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Экономическая ситуация приблизила этот момент, но сама по себе не явилась его причиной. «Курс на импортозамещение в отрасли и поддержка государства (возмещение до 20% затрат на строительство теплиц) вызвали к жизни множество новых проектов, в прошлом году площади, отведенные под выращивание овощей в защищенном грунте, превысили 41 млн м², почти все огурцы и большая часть томатов, которые мы видим на полках магазинов, выращиваются теперь отечественными компаниями в российских теплицах, — напоминает эксперт. — Таким образом, рынок насыщен и высококонкурентен, выходить на него с новыми проектами сложно».

На пике популярности в тепличную отрасль пришли непрофильные инвесторы, для которых выращивание овощей в закрытом грунте было побочным бизнесом. Сейчас на фоне удорожания ресурсов (той же электроэнергии, которую теплицы потребляют в большом количестве), металлоконструкций, других материалов для строительства, техники для оснащения теплиц, для непрофильных инвесторов, которые не подготовлены решать специфические задачи отрасли, этот бизнес становится невыгодным, они, скорее всего, и сворачивают инвестпроекты, предполагает Решетникова. Вероятно, когда ситуация изменится в лучшую сторону, далеко не все из них будут «разморожены».

Автор статьи: Галина Денисова

Полный текст статьи можно прочесть в журнале "Агроинвестор" от 03.07.2023

 
Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"