Уперлись в потолок: почему агропромышленники замораживают каждый третий инвестпроект

28.07.2023

За первые четыре месяца 2023 года крупные российские агропредприятия (с выручкой от 2 млрд рублей) и фермеры поставили на паузу каждый третий из своих инвестпроектов. К таким выводам пришли специалисты электронной торговой площадки «ТендерПро» (исследование есть в распоряжении Forbes). Для сравнения: в 2022 году крупные игроки рынка приостанавливали лишь каждый одиннадцатый проект.

Снижаются инвестиции и в тепличную отрасль, отмечает генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Но это снижение закономерно. Сектор сейчас нельзя сравнивать с тем, что было даже пять лет назад, говорит собеседник Forbes, тогда отрасль была на «низком старте», внутренний рынок был свободным и благоприятным для новых проектов, импортозамещение имело значительный потенциал. Практически не было теплиц, которые бы работали круглый год.

За прошедшие годы произошел огромный скачок в развитии как в экстенсивном (по площади теплиц), так и в интенсивном (если говорить об увеличении урожайности) плане. В 2022 году площадь защищенного грунта в России преодолела отметку в 41 млн кв. м. «Это изменило структуру рынка, удалось вытеснить почти весь импорт огурцов и большую часть поставок томатов из-за рубежа», — отмечает Решетникова. И редко кто из новых игроков рискует войти на высококонкурентный рынок.

Теперь, когда рынок насыщен, остаются узкие ниши, которые не дают таких сроков окупаемости и доходности, как прежде, в связи с чем он менее интересен инвесторам, рассуждает Решетникова. Плюс уже нет мер господдержки, которые действовали, например, до 2019 года, когда возмещалось до 20% капитальных затрат на строительство теплиц.

Доходы населения стагнируют или даже падают, ожидать роста спроса на тепличную продукцию, особенно дорогую в высокий сезон, по словам Решетниковой, не приходится. Хотя и сжатия рынка не происходит — в крупных городах потребители продолжают покупать овощи и фрукты даже при росте их стоимости.

Автор статьи: Алена Белая

Полный текст статьи можно прочесть в журнале "Forbes" от 05.06.2023

 
Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"