Капуста и апельсины подорожали в России за год более, чем на 70%. Какие еще продукты прибавили в цене

17.10.2023

В 2023 году в России резко подорожали некоторые продукты. Сильнее всего по стране цены выросли на капусту, апельсины и огурцы — на 74%, 72% и 47% соответственно. В некоторых регионах рост цен на эти и другие продукты превысил 100%. RTVI проанализировал данные Росстата о потребительских ценах за год и рассказывает, какие продукты и в каких регионах подорожали сильнее всего.

Сильно выросли цены на свежие огурцы — с 66,68 руб. за кг до 98,03 руб. — на 47% в среднем по стране. В некоторых регионах рост был существенно выше, например, в Новосибирской (148,5%) и Томской (98,5%) областях, а также в Чувашии (91,5%). Более, чем на 80% цены на огурцы подскочили в Туве, ЯНАО и Курганской области.

По словам опрошенных RTVI экспертов, рост цен на продукты, особенно на овощи и фрукты, связан с подорожанием горюче-смазочных материалов (ГСМ). При этом генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова уверена, что затраты на подорожавшие удобрения, семенной материал, средства защиты растений и запчасти были уже заложены в стоимость.

«Сейчас главным стимулятором роста отпускной стоимости является ГСМ. Затраты на транспортировку, на логистику столовых овощей очень велики, поскольку продукция тяжелая и дешевая, если сравнивать, например, с холодильниками. На каждый килограмм приходится гораздо меньше стоимости, чем у дорогой продукции, соответственно, доля затрат на логистику очень велика. По данным отдельных предприятий, они на логистику этой осенью тратят до 40% в отпускной цене — это очень много», — рассказала Решетникова.

Рост цен на продукты, в частности на овощи и фрукты, продолжится и в сентябре-октябре, считают в «Технологиях Роста», так как пока снижения цен на топливо в России не наблюдается, а падение цен на 2-5% в некоторых регионах, о котором сообщал Росстат, по словам Тамары Решетниковой, можно списать на математическую погрешность. 

Авторы статьи: Анастасия Целых, Татьяна Струкова

Полный текст статьи можно прочесть в статье СМИ RTVI от 16.10.2023

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"