«Траст» продал калужский тепличный комплекс «РоузХилл»

07.08.2023

Компания «Атерра» приобрела у банка непрофильных активов «Траст» права требования на 6 млрд руб. к крупному оператору цветочного комплекса «РоузХилл», также она купила права на 594 млн руб. к физлицам и опцион на 50% акций компании. Представитель банка сказал «Коммерсанту», что сделка была прямой, и это позволило завершить продажу в короткий срок, а цена оказалась не ниже установленной ранее на торгах. В мае 2023 года права требования выставлялись на аукцион с минимальной ценой 945 млн руб., но заявок не поступило.

По словам гендиректор компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, площадь теплиц для роз (с досвечиванием) «РоузХилл» составляет около 24 га, также есть открытый грунт для других цветов. До последнего времени этот калужский комплекс, как утверждали его собственники, работал достаточно неплохо: не перепродавался, не сокращал объемы производства и др. «Но у "РоузХилл" несколько лет фиксировался убыток. Однако он связан не с плохой работой, а со сложностями в отрасли. Сейчас выжить на цветоводческом рынке можно только с очень профессиональным менеджментом и максимальной оптимизацией всех производственных процессов», — прокомментировала «Агроинвестору» Решетникова.

В цветочной отрасли ситуация куда более сложная, чем в тепличном овощеводстве, продолжает Решетникова. «Цветы — это не продукт первой необходимости <...>, продажи зависят от платежеспособности населения и его приоритетов, которые всегда расставляются в условиях ограниченного бюджета <...>. Никакого повышательного тренда на этом рынке нет уже много лет», — добавляет она. Из-за и так невысокого спроса производители цветов, в отличие от овощеводов, не могут повышать цены на свою продукцию в соответствии с темпом увеличения затрат.

В России есть успешные тепличные комплексы, продолжает эксперт. Например, под Новосибирском ГК «Горкунов» переоборудовала часть теплиц под выращивание роз. Компания может сбывать свою продукцию по хорошим ценам в связи с относительно низкой конкуренцией, объясняет Решетникова. На Европейской части страны ситуация другая: за последние пять-десять лет было построено достаточно много современных теплиц, и часть из них все же показывает неплохие финансовые результаты.

По словам эксперта, современное тепличное цветоводство намного сложнее в плане технологий и сбыта, чем выращивание горшечных или луковичных цветов. В это же время государство отрасли почти не помогает, за исключением льготного кредитования, которое ввели только 1,5 года назад. В итоге тепличное цветоводство находится в вялотекущей стагнации, заключила Решетникова.

Автор статьи: Елизавета Литвинова

Полный текст статьи можно прочесть в журнале "Агроинвестор" от 03.08.2023

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"