Урожай тепличных овощей может сократиться

09.06.2020

В апреле часть крупных промышленных теплиц, чтобы избежать ценового демпинга и массовой порчи продукции, стала снижать площади посадки растений и валовой сбор овощей, и, скорее всего, эта тенденция продолжится как минимум до осени. Соответственно, итоговый урожай к концу года может оказаться даже ниже показателей 2019 года, рассказала «Агроинвестору» гендиректор консалтинговой компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Хотя производственные мощности действующих сейчас промышленных и фермерских теплиц вполне могли бы выдать не менее 1,4 млн т овощей и зелени по итогам 2020 года», — полагает она.

Правда, оценивать валовой сбор овощей закрытого грунта по итогам 2020 года сейчас можно только с относительной вероятностью, продолжает Решетникова. «На планы отечественных тепличных хозяйств уже с начала весны самое непосредственное влияние оказывает резкое снижение покупательской способности россиян, — поясняет она. — Падение среднедушевых доходов основной части населения из-за вынужденного прекращения работы, редкие походы в магазины и на рынки в связи с введенным режимом самоизоляции, прекращение обычной деятельности кафе и ресторанов, закрытие образовательных и социальных заведений, — все это очень быстро привело к искусственному профициту предложения свежих тепличных овощей на потребительских рынках».

Резкое изменение баланса тепличного рынка этой весной наверняка затормозит планы российских инвесторов по запуску новых проектов и повысит осторожность банков при выдаче кредитов, считает Решетникова. Наиболее вероятный сценарий включает начало эксплуатации теплиц, строительство которых вышло на завершающую фазу в конце 2019 — начале 2020 года, при этом проекты на стадии «земляных работ» могут быть заморожены.

«Одновременно в этом году вырастет значение маркетинговой концепции промышленной теплицы и ее влияние на результаты сбыта и в итоге на финансовые показатели проекта — от сроков его окупаемости до финансовой устойчивости, — говорит Решетникова. — С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что на фоне сложившейся критической экономической ситуации производственная модель тепличного бизнеса полностью уступит место рыночной модели».

Автор статьи: Алена Белая, Инна Ганенко

Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор" от 05.06.2020

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"