«Эко-Культура» увеличит производство салатов

04.11.2019

Холдинг «Эко-Культура» в следующем году планирует увеличить площади для производства салатов на 2,5 га. Сейчас компания выращивает их на 1 га в Ленинградской области в тепличном комплексе «Круглый год». Ежедневно он поставляет на рынок 14-15 тыс. упаковок салата фриллис, причем спрос превышает предложение, сообщил заместитель гендиректора ТК «Круглый год» Сергей Корнев.

Увеличение производства салатов очень целесообразно с учетом постоянно растущего спроса на эту продукцию, прокомментировала «Агроинвестору» гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Салаты — относительно новый вид продукции для России, культура их потребления начала развиваться около 10 лет назад, хотя первые промышленные линии появились еще в 1998—1999 годы на агрокомбинате «Московский» и на комплексе «Объединенные тепличные технологии», рассказывает она. «Именно "Московский" помог россиянам сформировать культуру потребления салатов, вкладываясь в продвижение этой продукции», — напоминает Решетникова. По ее словам, предприятие до сих пор является лидером производства и в плане объемов продаж — 5,5-6,5 тыс. т в год, и с точки зрения географии поставок. Также значительную долю рынка занимает холдинг «Выборжец» с ежегодным производством около 3 тыс. т салатов. Кроме крупных предприятий, производством салатов занимаются многие промышленные теплицы, однако, как правило, они выращивают их в рассадных отделениях, когда те свободны от основной продукции — огурцов и томатов, поэтому объемы производства очень малы — от 50 т до 150 т в год, а реализация редко выходит за пределы локального рынка, добавляет Решетникова.

Еще 15 лет назад жители России потребляли салаты только в летнее время, это преимущественно была продукция, выращенная на собственном огороде. В сетях за пределами Москвы салаты вообще не продавали, напоминает эксперт. Сейчас же они стали товаром повседневного спроса. «И хотя объемы потребления в натуральном выражении несравнимы с другой несезонной продукцией — огурцами и томатами — сегодня в Москве среднестатистический потребитель покупает примерно восемь-девять горшочков салатов в год, — приводит данные она. — Конечно, жители других регионов покупают меньше салатов, однако потребление салатной продукции растет, причем в крупных городах быстрыми темпами». По расчетам «Технологий Роста», средняя скорость прироста потребления в целом по России достигает 2% в год. О востребованности салатов говорит и тот факт, что тепличные комплексы активно увеличивают их производство. В частности, «Выборжец» с начала этого года расширил площади под салатами в два раза и продолжает строить новые салатные теплицы, знает Решетникова.

Кроме салатов, выращиваемых в закрытом грунте, в России возделываются салаты кочанных и полукочанных сортов в открытом грунте: Айсберг, Ромен, латук. Среди крупнейших производителей — «Белая дача», «Дмитровские овощи», «Эко-салат», продолжает Решетникова. По ее словам, при правильных технологиях даже в Московской области можно выращивать в открытом грунте до трех оборотов в год таких салатов. Это позволяет производителям работать с достаточно хорошей рентабельностью. Однако пока еще импорт кочанных салатов в нашу страну высок, по оценке «Технологий Роста», в зимне-весенний сезон он достигает 100%, в теплое время года опускается до 50-60% от объема потребления. Что касается листовых салатов, то их очень сложно транспортировать, поэтому их ввоз значительно ниже и в основном из-за рубежа поставляются готовые резаные салатные смеси.

«Технологии выращивания салатов бюджетных сортов с коротким вегетативным циклом у нас уже хорошо отработаны. С точки зрения развития рынка, правильно сконцентрироваться на таких сортах, так как за сравнительно небольшие деньги люди получают на стол свежую зелень», — считает Решетникова. В дальнейшем будет идти специализация салатного рынка и разделение его на премиальный и бюджетный сегменты, прогнозирует она. «Я полагаю, что увеличение потребления в дальнейшем будет идти именно за счет премиальных сортов», — заключает эксперт.

Автор статьи: Елена Максимова

Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор", новость от 04.11.2019

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"