НДС не прижился в цветнике

12.03.2019

Госдума разрабатывает комплекс антикризисных мер для поддержки тепличных комплексов по выращиванию цветов, которые с введением налога на добавленную стоимость (НДС) оказались на грани закрытия. В числе предложений — продление переходного периода, снижение налоговой ставки, а также предоставление федеральных льгот для сельхозпроизводителей. Эксперты "Ъ" уверены, что НДС вынудит бизнесменов поднять стоимость цветов, что в условиях высокой ценовой конкуренции с иностранными поставщиками еще сильнее осложнит их положение на рынке.

Как сообщил "Ъ" депутат Госдумы, бывший заместитель председателя правительства Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк, собственники тепличных комплексов по выращиванию цветов страны заявили о тяжелых последствиях изменения системы налогообложения для сельхозпроизводителей осенью прошлого года. В частности, с 1 января 2019 года они обязаны отчислять НДС в размере 20%, тогда как ранее на них распространялся ЕСНХ (единый сельскохозяйственных налог) со ставкой в 6%. Несмотря на то что цветоводы относятся к сельхозпроизводителям, они не получают соответствующие федеральные льготы, так как их деятельность не влияет на продовольственную безопасность страны.

Усугубляет ситуацию, по словам Сергея Яхнюка, и высокая закредитованность таких предприятий, так как на строительство большинства тепличных комплексов из-за внушительного объема инвестиций собственники брали заемные средства.

По данным генерального директора исследовательской компании "Технологии роста" Тамары Решетниковой, сейчас на территории страны функционирует 40 цветочных теплиц, работающих в промышленных масштабах. По оценкам господина Яхнюка, за последние восемь лет доля предложения от российских цветоводов в стране увеличилась с 7 до 20%. Оставшийся объем приходится на импортные цветы.

По словам госпожи Решетниковой, строительство крупных тепличных комплексов по выращиванию цветов в России началось в 2005 году. За последние десять лет до 20% новых производств закрылось, на смену им приходили новые. Сегодня, по мнению Тамары Решетниковой, существует две основных причины банкротств таких предприятий. Первая — низкая потребительская активность, вторая — жесткая конкуренция с иностранной продукцией. Так, себестоимость роз, привезенных из Южной Америки и Африки, значительно ниже российских, так как из-за благоприятных климатических условий их выращивают в открытом грунте.

За последние пять лет, продолжает госпожа Решетникова, объем оборота рынка свежих цветов в России не изменился, однако продажи снизились, что говорит о росте их стоимости. По итогам 2018 года в России было продано около 1,8 млрд штук цветов. "НДС вынудит собственников тепличных комплексов по выращиванию цветов поднимать их цену, что в условиях высокой ценовой конкуренции с иностранными поставщиками осложнит их положение на рынке",— сказала она.

Автор статьи: Ольга Кантемирова

Полный текст статьи можно прочесть в выпуске №41 газеты "Коммерсант" от 11.03.2019.

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"