Интерес к переработке овощей только просыпается

22.05.2017

Выращивать овощи в защищенном и открытом грунте в России стали более активно. Например, на рынке томатов с 2013 г. доля отечественной продукции выросла с 20% до 40%, причем значительный рост произошел в 2016 г. Однако объем производимых в России овощей все еще недостаточен для того, чтобы потеснить на рынке импорт или значительную его часть.

Кроме других причин, производство овощей в нашей стране сдерживается из-за неразвитости послеуборочной логистики и сегмента переработки. О сегодняшнем состоянии отечественного овощного рынка и ближайших его перспективах мы побеседовали с генеральным директором исследовательской компании «Технологии Роста» Тамарой Решетниковой.

– В развитие овощеводства открытого и закрытого грунта инвестируются сейчас десятки миллиардов рублей. В каких сегментах производство овощной продукции является наиболее прибыльным бизнесом? В какие из них в основном вкладывают средства инвесторы?

Прибыльность любого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе малосвязанных между собой. Чем больше развивается рынок, тем меньше влияния на прибыль оказывают производственные особенности, но возрастает коммерческая и управленческая составляющие бизнеса. Например, сегодня в России работает более 350 тепличных комбинатов овощной специализации, из них около 40% были построены, прошли реконструкцию или частичную модернизацию уже в нынешнем столетии, используют полностью или частично современные агротехнологии и оборудование, то есть имеют сопоставимые производственные условия.

При этом уровень рентабельности производства и продаж у этих предприятий может отличаться в десятки раз! Даже выращивая в близких климатических поясах одну и ту же культуру – огурцы, одни промышленные теплицы едва удерживаются на уровне безубыточности, а другие получают чистую прибыль в размере половины выручки. Огромное значение имеют профессиональная организация системы сбыта выращенной продукции, квалифицированный персонал производственных подразделений и коммерческой службы с действенной мотивацией, предпродажная подготовка овощей и фруктов, каналы и условия их реализации.

В среднем среди производителей России самыми рентабельными овощными культурами пока являются пряная зелень и листовые салаты как в открытом, так и в закрытом грунте. В этом сегменте рентабельность продаж доходит до 100% и даже выше. Но зеленные культуры характеризуются очень ограниченным объемом спроса по сравнению с любой другой овощной продукцией – томатами, огурцами, перцем, кабачками и тем более морковью и картофелем.

Поэтому прежде чем засаживать гектары теплиц и полей укропом или рукколой, потенциальному инвестору следует провести весьма тщательные расчеты потенциала сбыта и географии продаж, оценить уровень имеющейся конкуренции, потребительские предпочтения по сортам, по видам упаковки и фасовки, по торговым точкам и пр., и пр.

Автор статьи: Валерий Южанский

Полный текст статьи можно в майском номере 2017 года отраслевого журнала "Актуальные Агросистемы"

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"