Летом цены на клубнику и черешню могут быть выше прошлогодних

10.06.2021

В июне-июле цены на землянику садовую будут выше прошлогодних на 10-20%. Одна из основных причин для роста — нехватка сезонных рабочих, которая отмечается с прошлого года из-за пандемии, рассказала «Агроинвестору» гендиректор Ягодного союза Ирина Козий. В 2020-м границы были полностью закрыты, в этом — технически они открыты, а Минсельхоз и Министерство труда и соцзащиты разработали решения для этой проблемы, но стоимость приезда одного человека из Таджикистана или Узбекистана составляет примерно 70 тыс. руб. в одну сторону, тогда как до пандемии она была на уровне 5-6 тыс. руб. в оба конца.

Ягодная отрасль всегда испытывала проблемы с сезонными рабочими, продолжает она. По словам Тамары Решетниковой, наиболее востребованы граждане Узбекистана, потому что в этой стране черешневые сады занимают большие площади, и выходцы из республики умеют работать с этой культурой и другими ягодами. В 2021-м, как и в прошлом году, количество трудовых мигрантов ограничено, а собирать мягкие ягоды и черешню механическим способом довольно травматично для плодов. Нехватка рабочих рук влечет за собой рост затрат производителей и, соответственно, повышение отпускных цен. Кроме того, из-за нехватки рабочих часть ягод может быть просто не собрана.

В этом году урожай ягод должен быть выше прошлогоднего, так как на Юге и в Центре не было возвратных заморозков, отмечает Решетникова. По ее словам, в прошлом году валовый сбор товарных ягод в компаниях составил около 22 тыс. т, а население по-прежнему остается основным производителем с урожаем в 660 тыс. т, в 2021-м ожидается 24 тыс. т и 670-680 тыс. т соответственно. При этом каждый год товарное производство, которое меньше зависит от погодных условий, будет расти: в 2022-м сбор может составить не менее 25-26 тыс. т, что повысит долю компаний в производстве ягод, прогнозирует она. Сейчас они занимают около 3%, но этот показатель будет увеличиваться за счет расширения ягодников и использования интенсивных технологий.

Автор статьи: Елизавета Литвинова

Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор" от 10.06.2021

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"