Цветочный бизнес перешел на новый уровень

08.03.2021

Сейчас до 80% российского рынка свежих срезанных цветов приходится на импорт. В последние четыре года крупнейшими поставщиками были Беларусь, Нидерланды и Эквадор. По данным ФТС, ввоз из этих стран в натуральном выражении в 2020 году составил почти 90% (958 млн штук).

Интерес российских инвесторов к производству цветов сейчас не так высок, как в начале 2000-х. По информации компании «Технологии Роста», последние пять лет цветоводческая отрасль в нашей стране находится в стагнации — новых проектов за это время почти не появлялось. «Сейчас инвесторы настороженно относятся к этому направлению бизнеса, в том числе потому, что снизились доходы населения, что не может не сказаться на спросе, ведь цветы не являются продуктом первой необходимости», — рассказала «Агроинвестору» гендиректор «Технологий Роста» Тамара Решетникова. По мнению председателя правления Национальной ассоциации цветоводов (НАЦ) Алексея Антипова, отрасль цветоводства не привлекает инвесторов, так как не поддерживается государством.

С другой стороны, в последние двадцать лет у людей постепенно меняется отношение к цветам, продолжает Решетникова. Сейчас цветы на только дарят, но и используют как бытовое украшение — некоторые потребители периодически приобретают срезанные цветы для декора в своих жилищах. «Однако у нас это явление пока еще далеко не так сильно развито, как в Европе или США опять же, из-за низких доходов. Данный фактор сильно тормозит развитие отрасли», — отмечает она.

Решетникова подтверждает, что в последний год значительная часть продаж цветов перешла в Интернет. Эта тенденция намечалась еще до пандемии, но в период карантинных ограничений начала развиваться особенно бурно — появились новые игроки, также укрепили свои позиции компании, которые и раньше работали в этом направлении. «Торговля цветами онлайн сильно отличается от продаж цветов в магазинах. Через Интернет заказывают именно готовые букеты, у покупателя нет возможности самому формировать цветочную композицию», — подчеркивает руководитель «Технологий Роста».

Благодаря онлайн-продажам, у потребителей появилась возможность подарить букет человеку, который находится в другом городе и даже в другой стране. Такие заказы осуществляются от нескольких часов до двух суток, рассказывает Решетникова. «Это совершенно новый подход к торговле — никто не везет цветы из одного города в другой. Агрегаторы объединяют несколько продавцов цветов в разных городах и переносят заказы на определенного продавца в городе, куда необходимо доставить букет», — поясняет она.

При этом торговля через Интернет требует от продавцов соблюдения определенных стандартов, чтобы букет состоял именно из тех цветов и в том количестве, как заявлено на сайте-агрегаторе, подчеркивает эксперт. Это удобно покупателям, так как они точно знают, какой букет получит человек, которому предназначаются цветы. «Интернет-торговля цветами имеет хорошие перспективы для роста», — считает Решетникова.

Авторы статьи: Елена Максимова, Татьяна Кулистикова

Полный текст статьи можно в журнале "Агроинвестор" от 06.03.2021

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"