Фермеры и малые предприятия чаще специализируются на выращивании репчатого лука, капусты, моркови, тыквы и свеклы

24.03.2023

Доля российских фермеров и ИП в товарном производстве томатов и огурцов в защищенном грунте составляет менее 20%. Об этом в ходе форума «"Магнит" и Aгробизнес: партнерство в интересах покупателей» рассказала гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. При этом, обратила внимание она, малые формы хозяйств отлично освоили бизнес по выращиванию репчатого лука, белокочанной капусты, столовой моркови, тыквы, свеклы, кабачков, чеснока и большинства нишевых культур. В этих сегментах малые формы хозяйств обеспечивают от 60% до 100% всей отечественной продукции. Нишевое овощеводство (тыква, кабачки, сладкий перец, баклажаны, зеленый горошек и фасоль, спаржа и др.) все еще занимает очень маленькую долю в овощном ассортименте, но имеет выраженный потенциал для роста в обозримом будущем. Особенно это актуально для малых предприятий.

В целом за последние три года наиболее четко проявившимся трендом в АПК стала консолидация, она затронула и плодоовощную отрасль. Изменения базируются в первую очередь на дефиците дешевых кредитов, а получить их крупным холдингам проще, чем фермерам или ИП. Консолидация в АПК имеет положительные и отрицательные моменты. Так, снижается конкуренция и, кроме того, у конечного потребителя сокращается выбор, идет стандартизация продуктов, производственных процессов.

Но крупные овощеводческие компании с большими долями рынка имеют свои преимущества: они могут отстаивать наиболее выгодные условия поставок в сетевой ритейл и оптовое звено. Главное преимущество холдингов — возможность наладить бесперебойную поставку продукции в нужных объемах и с соответствующим качеством. В итоге самые масштабные долгосрочные контракты на закупки плодоовощной продукции у сетевого ритейла сформировались именно с крупными производителями и холдинговыми компаниями. В развитых странах, наоборот, преобладает мелкотоварное производство, поддерживаемое различным госпрограммами.

По данным компании «Технологии Роста», за последние 10 лет валовой сбор овощей (кроме картофеля) во всех типах хозяйств рос не очень активно и лежал в пределах от 12,5 до 14 млн т. Но за это время перераспределение рынка по типу производителей: население все меньше интересуется производством овощей (падение составило около 12%), что компенсируется товарным производством, особенно в крупных компаниях (плюс 60% к валовым сборам за отчетный период). Фермеры и ИП за последние 10 лет увеличили производство на треть. Сейчас они остаются самыми крупными производителями, но их доля постоянно снижается, в то время как процент крупных холдингов растет.

При этом совершенно разные ситуации складываются в двух направлениях овощеводства — защищенном и открытом грунте. Так, в открытом грунте больше половины товарного производства обеспечивают фермеры и ИП, в защищенном грунте доля малых хозяйств крайне мала, и порядка 70% всего сбора в России обеспечивают крупные холдинги. Это объясняется огромными инвестициями для оснащения, строительства теплиц современного типа. Технологии круглогодичного выращивания требуют значительных операционных затрат, которые малому бизнесу просто не под силу. Тем более, что окупаемость тепличных проектов у нас лежит в пределах 10-15 лет. Очевидно, что малым предприятиям это не очень интересно.

Подробная информация о перспективах коммерческого овощеводства в открытом грунте представлена в готовом исследовании «9 перспективных агрокультур для замещения импорта в России», прогнозы для овощеводства в защищенном грунте есть в исследовании «Тепличный бизнес России-2022».

 
Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"