Что будет с тепличной отраслью в России?

03.05.2020

5 лет подряд тепличная отрасль показывала отличные результаты по обновлению и наращиванию производственных мощностей и увеличению обеспеченности россиян отечественными овощами и зеленью в период межсезонья. Темпы развития товарного овощеводства в защищенном грунте, с помощью запретительных и поощрительных мер государства и частных инвестиций в среднем составили рекордные 15% в год, что оказалось гораздо быстрее чем в АПК и всей отечественной экономике в целом. В итоге к началу 2020 года произошло принципиальное изменение структуры, объемов и качества российского fresh рынка (подробнее в исследовании «Тепличный бизнес России-2020»).

COVID-19 и последующее введение режима «высокой готовности» самым отрицательным образом повлияли на уже сформировавшиеся рыночные тенденции. Падение среднедушевых доходов основной части населения из-за вынужденного прекращения работы, редкие «походы» в магазины и на рынки в связи с введенными режимами самоизоляции, пустые кафе и рестораны, закрытие образовательных и социальных заведений, - все это очень быстро привело к искусственному профициту предложения свежих тепличных овощей на локальных потребительских рынках. Уже в апреле 2020 г. часть крупных промышленных теплиц, чтобы избежать ценового демпинга и массовой порчи продукции, стала снижать площади посадки растений и валовой сбор, и, скорее всего, эта тенденция продолжится как минимум до осени. Соответственно, итоговый урожай к концу года может оказаться даже ниже показателей 2019 года.

Резкое изменение баланса тепличного рынка весной 2020 года наверняка затормозит планы российских инвесторов по запуску новых проектов и повысит осторожность банков при выдаче кредитов. Наиболее вероятный сценарий включает начало эксплуатации теплиц, строительство которых вышло на завершающую фазу в конце 2019 – начале 2020 года, при этом проекты на стадии «земляных работ» могут быть заморожены.

Сложные испытания, скорее всего, выпадут на долю предприятий со слабой финансовой устойчивостью и низкой производственной и технологической эффективностью. По оценке «Технологии Роста», к концу 2020 года следует ожидать рост числа банкротств тепличных комплексов.

В такой непростой ситуации резко возрастает значение выбранной производителями маркетинговой стратегии, начиная от выбора востребованной сортиментной матрицы, и заканчивая предпродажной подготовкой и продвижением.

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"